АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ПУТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Автор проекта
Чедия Константин
Государственное бюджетное учреждение Центр содействия семейному воспитанию «Школа циркового искусства им. Ю. В. Никулина»
О практике
Цель проекта - разработать альтернативную систему музыкального образования.

Своевременное развитие гармонического и ладового слуха на основе осмысления обозримого спектра акустических закономерностей значительно оптимизирует традиционное музыкальное образование, основанное на постижении нотной грамоты. В нотах, отражающих только абсолютное звучание тонов и их созвучий, скрыта та значимая смысловая информация, на которую реагирует ценностное мышление людей.

Ноты, выражая абсолютные звучания тонов и их созвучий, не отражают смысловой информации, скрытой в ладовых функциях отдельных тонов и в гармонических функциях их созвучий.

Традиционное музыкальное образование, основанное на постижении нотной грамоты, не является эффективным. Ноты, выражая абсолютные звучания тонов и их созвучий, не отражают смысловой информации, скрытой в ладовых функциях отдельных тонов и в гармонических функциях их созвучий. Эффективное музыкальное образование в идеале должно начинаться с освоения обозримого числа (в параллельных мажорных и минорных ладах):

  1. Более броские для восприятия гармонические функции:
  • тоники (трезвучия на I-й ступени с ощущением «завершенности»);
  • субдоминанты (трезвучия на IV-й ступени с ощущением «слабого напряжения»);
  • доминанты (4-звучия на V-й ступени с ощущением «слабого напряжения»);
  • доминанты в субдоминанту (4-звучия на I-й ступени с ощущением «сильного напряжения в слабоенапряжение»);
  • доминанты в доминанту (4-звучия на II-й ступени с ощущением «сильного напряжения в слабое напряжение»


    2. Менее броские для восприятия ладовые функции:
    • устои (тонические, терцовые, квинтовые соответственно на I, III, V ступенях);
    • неустои (доминантные на VII и II ступенях, субдоминантные на IV и VI ступенях).
    Для освоения гармонических и ладовых функций используется обозримое количество:
    • каденций, исполняемых разными фактурами с пульсирующими басами;
    • попевок, пение которых под фортепиано или синтезатор позволяет распознавать всю систему устоев и неустоев.
    Параллельно с этой работой идет массированное исполнение большого репертуара (авторских, народных, тематических (военных, лирических, шуточных, детских и т. д.) песен и романсов. Оно состоит, с одной стороны, из аккомпанемента по гармоническим обозначениям (а затем уже по слуху), с другой — из подбора мелодий, переходящего от «зазубривания» тонов к их внутреннему слышанию. Впоследствии палитра гармонических функций вырастает до использования медиант, субдоминант и доминант параллельных тональностей, а ладовых функций — до понимания и слышания альтерированных ступеней. Накопленный опыт распространяется сначала на 2 параллельные тональности (C-a; G-e), затем на все (их 12 пар по кварто-квинтовому кругу).
    Именно с таким багажом музыкального образования эффективно перейти к постижению нотной грамоты, которая в этом случае является удобной практической записью понятых (и услышанных) музыкальноакустических закономерностей.




    Монография
    1. ЧЕДИЯ К. О. «Отражение и развитие оценочно-ценностного мышления людей средствами музыки в 2-х томах»
    2. ЧЕДИЯ К. О. «Язык «души»




      3. ЧЕДИЯ К. О. Сборник песен и романсов для развития гармонического и мелодического слуха
      4. Чедия К. О. «Методика скоростного обучения аккомпанементу на фортепьяно и гитаре на основе своевременного целенаправленного развития понимания и слышания гармонических функций аккордов и ладовых функций ступеней»

      Контакты
      Института дополнительного профессионального
      образования работников социальной сферы
       Телефон: 8 (495) 607-50-65
       Сайт: idposocial.ru
       Электронная почта: idpo-event@social.mos.ru

      Мы находимся по адресу:
      Москва, 1-й Басманный переулок, 10.