2. Менее броские для восприятия ладовые функции: - устои (тонические, терцовые, квинтовые соответственно на I, III, V ступенях);
- неустои (доминантные на VII и II ступенях, субдоминантные на IV и VI ступенях).
Для освоения гармонических и ладовых функций используется обозримое количество: - каденций, исполняемых разными фактурами с пульсирующими басами;
- попевок, пение которых под фортепиано или синтезатор позволяет распознавать всю систему устоев и неустоев.
Параллельно с этой работой идет массированное исполнение большого репертуара (авторских, народных, тематических (военных, лирических, шуточных, детских и т. д.) песен и романсов. Оно состоит, с одной стороны, из аккомпанемента по гармоническим обозначениям (а затем уже по слуху), с другой — из подбора мелодий, переходящего от «зазубривания» тонов к их внутреннему слышанию. Впоследствии палитра гармонических функций вырастает до использования медиант, субдоминант и доминант параллельных тональностей, а ладовых функций — до понимания и слышания альтерированных ступеней. Накопленный опыт распространяется сначала на 2 параллельные тональности (C-a; G-e), затем на все (их 12 пар по кварто-квинтовому кругу).
Именно с таким багажом музыкального образования эффективно перейти к постижению нотной грамоты, которая в этом случае является удобной практической записью понятых (и услышанных) музыкальноакустических закономерностей.