Применение тайм-менеджмента в системе развития воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья

«Ежедневник для маленьких побед»

Команда проекта

Богданова А. С.
ГБУ Центр содействия семейному воспитанию им Ю.В. Никулина




О практике
Цель практики
Обучение воспитанников учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ОВЗ, приемам планирования и организации своей деятельности. Обучение этим навыкам приведет к решению их учебных и поведенческих проблем, а также к снижению стрессов. Чем раньше воспитанники приобретут нужные умения, тем легче им будет социализироваться.

Целевая аудитория
  • дети-сироты
  • и дети, оставшиеся без попечения родителей.






Актуальность
Планирование — это сложный процесс, связанный с анализом, обобщенными представлениями, умением предвидеть предстоящую работу. Понятно, что детям с ОВЗ школьного возраста этим умением овладеть нелегко, процесс планирования представляет них определенную сложность. Его реализация предполагает формирование у ребенка механизма предвидения, функционирующего на основе установления и анализа причинно-следственных связей между собственными действиями и их последствиями.

Дети с ОВЗ не могут достичь цели, если не будет соответствия между тенденцией развития собственного поведения и тенденцией развития объективной ситуации. Планирование и дает как раз возможность создать модель приведения в соответствие собственного поведения с тенденциями развития объективной действительности. Ребенку останется только совершить усилия, чтобы преодолеть препятствия и реализовать намеченное на практике.
Описание практики
Для того, чтобы воспитанники научились более рационально управлять своим временем, используется такой инструмент тайм-менеджмента «Ежедневник для маленьких побед», в котором наглядно представлен запланированный день.

Он представляет собой табличный календарь, где каждый цвет обозначает раздел или вид деятельности, где отражаются события дня.
Ежедневник призван помогать воспитаннику выработать определенные навыки, привычки, обязанности, а также наглядно показать воспитаннику свой день.

При составлении расписания дня можно использовать картинки, символы. При этом воспитатель предварительно обсуждает с ребенком его интересы, важные занятия. А также в расписание включают учебу, домашнюю работу, время для отдыха, физические упражнения, игры и развлечения. В конце рабочего дня следует проговорить с ребенком моменты уходящего дня.

Такой метод непосредственно помогает детям с ОВЗ наглядно увидеть свою деятельность в течение дня.





В целях осуществления исследовательской работы по развитию элементов тайм-менеджмента у воспитанников был организован и проведен педагогический эксперимент. Исследование проводилось на базе ЦССВ имени Ю. В. Никулина в 2023 году.

В исследовании приняли участие 15 детей в возрасте от 7 до 15 лет со сходной клинической картиной, а именно — с интеллектуальной недостаточностью.

Отметим, что параллельной группы в данный период в учреждении не было, поэтому не было возможности выделить контрольную группу.

Педагогический эксперимент осуществлялся в три этапа:
  • На первом этапе при помощи опроса и наблюдений был выявлен показатель оценки качества и уровень развития умения воспитанников планировать свою деятельность.
  • На втором этапе проводилась работа, направленная на развитие качества умения управлять своей деятельностью, саморегуляцией.
  • На третьем этапе осуществлялась оценка эффективности проведенной работы.
Результаты
После внедрения «Ежедневника маленьких побед» были получены следующие результаты:

  • составляют план на каждый день и выполняют его самостоятельно – 3 человека (20%);









  • составляют план на каждый день совместно с воспитателем, выполняют его самостоятельно – 8 человек (53%);
  • составляют план на каждый день совместно с воспитателем, выполняют его под контролем воспитателя – 4 человека (27%).
Контакты

Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы
 Телефон: 8 (495) 607-50-65
 Сайт: idposocial.ru
 Электронная почта: idpo-event@social.mos.ru
  Чат конкурса в Telegram: https://t.me/konkurssfera

Мы находимся по адресу:
Москва, 1-й Басманный переулок, 10.