ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПРИЁМА ПИЩИ У ВОСПИТАННИКОВ С ТМНР В УСЛОВИЯХ ЦСПР
Автор проекта
Ксенофонтова А. Н. Секлетина О. С.
Государственное бюджетное учреждение Центр социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов «Дом Детей»
О практике
В Центре социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов «Дом Детей» создаются все необходимые условия для развития воспитанников. Организация реабилитационной среды позволяет обеспечить индивидуальное сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) с учетом психофизических особенностей.

Одна из актуальных проблем, с которой сталкиваются в той или иной степени сотрудники Центра и родители воспитанников — это проблема кормления. Различные двигательные нарушения, соматические заболевания и другие причины могут стать препятствием для развития возможности глотать, жевать, закрывать рот и пить из чашки. Также эти причины негативно сказываются на возможности участия ребенка в кормлении, не позволяя ему самостоятельно удерживать стабильную позу, ложку в руке, нарушая координацию движений руки ко рту.



Важно помнить, что навык приема пищи является базой для развития речи. Дефицит сенсорных стимулов (разные вкусы, температура и консистенция пищи), воздействующих на артикуляционный аппарат, может стать одной из причин нарушения формирования речи и других высших психических функций.
Применение взрослым способа кормления, несоответствующего состоянию и возможностям ребенка, может привести к аспирации пищей и развитию различных заболеваний дыхательной системы.

В связи с этим встал вопрос о модернизации среды для безопасного и комфортного приема пищи с максимально возможным участием ребенка в этом процессе.
    В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ РАБОТА В ЦСПР ВЕДЕТСЯ В НАПРАВЛЕНИЯХ:
    1. Оптимизация социально-бытового окружения, соответствующего особым потребностям ребенка с ТМНР. Сюда относится подбор специальной мебели и технических средств реабилитации (столы определенной высоты, кресла-коляски, корсеты, держатели головы и пр.), посуды (нескользящие тарелки, ложки с изогнутой или утяжеленной ручкой, чашки с выемкой для носа, трубочки для питья), уточнение меню и подходящей консистенции пищи.

    2. Обучение родителей и персонала навыкам правильного и безопасного кормления и оказания необходимой помощи ребенку в процессе самостоятельного приема пищи. Обучающие семинары и практические занятия проходят на базе учреждения. Они включают в себя такие важные темы как основы анатомии и физиологии органов пищеварения, осуществление контроля за положением тела подопечного во время приема пищи, виды помощи и поддержки руки ребенка, чистка зубов и т. д.
    3. Формирование и развитие у воспитанников навыка самостоятельного приема пищи. В решении этой задачи принимают участие специалисты Центра и родители. Логопеды на своих занятиях проводят логопедический массаж и гимнастику, направленные на развитие артикуляционного аппарата и жевательных мышц, на смыкание губ и т. д. Учителя-дефектологи ведут работу по сенсорному развитию и развитию мелкой моторики. Свой вклад в формирование мотивации и самостоятельности воспитанников вносят психологи. Инструкторы АФК и ЛФК развивают моторные умения ребенка. Воспитатели и родители закрепляют полученные ребенком знания и навыки в быту.

    На сегодняшнем этапе усовершенствована среда, сформирована команда специалистов, которая оказывает консультативную поддержку родителям воспитанников.

    Появление новых реабилитационных технологий и оборудования, а также научных разработок в области сопровождения детей с ТМНР позволяет сохранить актуальность проекта.
    Контакты
    Института дополнительного профессионального
    образования работников социальной сферы
     Телефон: 8 (495) 607-50-65
     Сайт: idposocial.ru
     Электронная почта: idpo-event@social.mos.ru

    Мы находимся по адресу:
    Москва, 1-й Басманный переулок, 10.