ФОРМИРОВАНИЕ СРЕДСТВ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С ТМНР ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Автор проекта
Сатари В. В. , Солдатова Л. Р.
Государственное бюджетное учреждение Комплексный реабилитационнообразовательный центр
О практике
Проблема формирования коммуникативных навыков у детей, имеющих тяжелые и множественные нарушения развития (ТМНР), с помощью альтернативных средств, является в настоящее время одной из часто обсуждаемых как среди специалистов, так и среди родителей детей с ОВЗ.

Необходимо отметить тот факт, что использование систем альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) становится все более популярным, но не имеющим еще достаточно широкого применения. Это происходит из-за бытующего мнения среди родителей и специалистов, что альтернативная коммуникация препятствует развитию обычной речи. К тому же, многие специалисты начинают применять методики без необходимой подготовки, что естественным образом сказывается на получении желаемых результатов, а именно – ребенок не овладевает средствами общения с помощью АДК.

Практический опыт показал, что для решения данной проблемы необходимо не только повышать уровень компетенции специалистов и родителей детей с ТМНР в этой области, но и применять индивидуально-ориентированный подход к каждому ребенку.

Сущность подхода заключается в том, что в своей работе мы не привязываем ребенка к одному определенному виду альтернативной коммуникации, а обучаем его всем доступным вербальным и невербальным средствам общения, комбинируя все виды в мультимодальную коммуникацию.



Для успешного обучени
я и использования ребенком мультимодальной коммуникации необходимо сначала определить актуальный уровень развития общения ребенка, ведущую модальность, и, с учетом его индивидуальных особенностей, выбрать основной вид альтернативной коммуникации и дополнительные средства общения для обучения.

Процесс обучения коммуникативным навыкам предполагает консультативно-обучающие занятия для родителей и моделирование различных жизненных ситуаций для практического применения коммуникативных умений ребенком.

В результате проделанной работы с детьми с ТМНР по использованию средств альтернативной и дополнительной коммуникации можно сказать, что:
  • процесс усвоения программного материала происходит быстрее;
  • формируются познавательные процессы;
  • дети приобретают навыки взаимодействия со взрослыми и друг с другом

Использование альтернативных средств общения для таких детей способствует:

  • расширению возможностей их общения;
  • всестороннему развитию;
  • участию в педагогическом процессе;
  • интеграции в более широкий социум.
Контакты
Института дополнительного профессионального
образования работников социальной сферы
 Телефон: 8 (495) 607-50-65
 Сайт: idposocial.ru
 Электронная почта: idpo-event@social.mos.ru

Мы находимся по адресу:
Москва, 1-й Басманный переулок, 10.