ХАРИЗМА. ИМИДЖ-ТЕРАПИЯ
Команда проекта
Кулагин Сергей Павлович, психолог в социальной сфере
Илларионов Александр Петрович, специалист по работе с семьей

ГБУ города Москвы «Мой семейный центр «Согласие»

О практике
Программа социокультурной и психологической интеграции (реинтеграции) детей, подростков и их родителей из семей, находящихся в СОП, ТЖС и других категорий семей «Харизма. Имидж-терапия».

В процессе регулярной продолженной групповой театрально-психологической работы с детьми и подростками из семей, находящихся в СОП, ТЖС и других категорий семей, ребята учатся навыкам общения; предъявления и познания себя; в игровой форме обнаруживают свои сильные стороны, ресурсы; проигрывают различные семейные сценарии; развивают мышление и эмоциональный интеллект; получают навыки конструктивного взаимодействия в совместной деятельности. Параллельно с детско-подростковыми клубами проводятся «родительские гостиные», где взрослые члены семей обсуждаю при модерации психолога актуальные проблемы семей, взаимоотношений между членами семьи, трудности в процессе воспитания детей. В конце годичного цикла программы дети и их родители презентуют спектакль или творческие задания на тему жизни современной семьи с детьми.

Вовлечение детей, подростков и родителей из семей, находящихся в СОП, ТЖС в полноценную жизнь и взаимодействие со сверстниками и взрослыми из семей различных статусов, трансформация негативных семейных сценариев на позитивные и конструктивные - важнейшая задача специалистов, работающих с детьми и семьями. Ведь главными проблемами детей из дисфункциональных семей являются отсутствие навыков конструктивного общения, опыта многогранного и адекватного познания себя и самореализации, а также нехватка ресурсов для счастливой жизни в семье. Использование методов арттерапии, и в частности, имидж-терапии, способствует выполнению этой задачи, так как помогает детям и их родителям в естественной игровой форме раскрыть свой потенциал и возможности, обрести уверенность в себе, получить и присвоить навыки взаимодействия с другими детьми и взрослыми.

В результате прохождения программы «Харизма. Имидж-терапия», дети, подростки получают навыки конструктивного и эмпатического взаимодействия, познают свои сильные стороны и ресурсы, на которые они могут опираться в семье и в среде своих сверстников. Развивают свой эмоциональный интеллект; учатся познавать и презентовать себя, как словесно, так и невербально; развивают свой творческие способности, мышление и интеллект.

А главной задачей практики является безопасная и полноценная жизнь детей и подростков в семье, что измеряется снятием семей данных категорий с социального сопровождения в связи с положительной динамикой или приемлемым жизнеустройством ребенка.

В программе «Харизма. Имидж-терапия» впервые применяется интегративный, холистический подход к процессу социокультурной и психологической интеграции (реинтеграции) детей, подростков и их родителей из семей, находящихся в СОП, ТЖС (других категорий семей). Используются взаимодополняющие арттерапевтические методы для развития эмоциональной, когнитивной, поведенческой и социальной сфер участников программы.

Для этих целей с детьми занимаются специалисты различных направлений: психологи, специалисты по работе с семьёй – режиссер, хореограф, ведущие творческих мастерских, стилисты, фотографы и пр.

Особое внимание уделяется самопознанию и презентации детей и подростков, обнаружению и развитию харизмы, как средства самоактуализации формирующейся личности.




      Харизма – это свойство яркого индивида, реализующего личностный потенциал, заряжать своей энергией и идеями окружающих людей. У каждого человека есть своя харизма. Но она бывает слабо выраженной, практически незаметной, или отрицательной, негативной. Имидж-терапия и позволяет раскрыть в полной мере харизматическую составляющую личности, дать ей нужное позитивное звучание.

      В рамках комплексной психолого-театральной реабилитации и социализации детей, подростков и родителей из семей, находящихся в СОП, ТЖС в качестве основной харизматической идеи программы выбрана постановка спектакля или творческих заданий.

      Все остальные занятия и мероприятия, развивающие детей, имеют самостоятельный психологически-реабилитационный смысл и служат главной цели проекта.

      На первом этапе, с детьми из семей разных статусов проводятся психолого-драматические занятия-тренинги межличностного общения, где дети знакомятся друг с другом, учатся играть, взаимодействовать и общаться со сверстниками и взрослыми, ведущими группу. На ряд групп приглашаются и родители детей. В ходе занятий дети в игровой форме осваивают различные техники драматерапии (сценическое действие, пантомима, этюды, работа с голосом, с куклами).

      На втором этапе, проходят авторские программы, в рамках общей идеи имидж-терапии:

      • «Дефиле» - работа с внешним обликом и пластикой. Развитие художественного вкуса, стиля.
      • «Фотография личности» - использования визуального репрезентативного канала участников, с получение обратной связи, «взгляда со стороны». Развитие художественного взгляда на мир и других людей.
      • «Перевоплощение» - уроки актерского мастерства, разыгрывание различных характерных ролей и образов.
      • «Арттерапия, волшебные руки» - задействование мелкой моторики детей, терапия материальными художественными достижениями.
      • «Шесть шляп» - развитие творческого мышления, навыков смены ролей в созидательной новаторской деятельности.
      • «Королевство» - разыгрывание сложных сюжетных игр на сказочную тематику, с обоснованием своих выборов, вживанием в образ и сменой ролей.

      На этом этапе также проводятся психологические занятия, развивающие мастерские с родителями детей и подростков в рамках «Родительской гостиной».

      На третьем этапе, дети и подростки, используя полученные ранее навыки и умения творческих перевоплощений, готовят, под руководством специалиста по работе с семьёй - режиссера, постановку спектакля. В процессе подготовки используются разогревающие игры и мероприятия из разных авторских мастерских. Задействуются также психологи и другие приглашенные специалисты. Для постановки танцев, при возможности, приглашается хореограф.

      На завершающем этапе – кульминацией взаимодействия детей разных статусов является представление спектакля, или набора творческих номеров, где дети катарсически изнутри проживают действие и раскрывают свой творческий потенциал.

      Описание результата
      Практика «Харизма. Имидж-терапия» проводится в организации с 2019 года. В результате её реализации было проведено около 110 психологических и театрально-психологических групп, поставлено 3 спектакля («Кошки», «Призрак замка Кентервиль», «Праздник непослушания»), проведены 29 семейных мини спектакля, поставленных детьми и подростками. Проведение данной практики способствовало прекращению социального сопровождения, порядка 30 семей, находящихся в СОП и ТЖС, в связи с положительной динамикой.
      Контакты
      Института дополнительного профессионального
      образования работников социальной сферы
       Телефон: 8 (495) 607-50-65
       Сайт: idposocial.ru
       Электронная почта: idpo-event@social.mos.ru

      Мы находимся по адресу:
      Москва, 1-й Басманный переулок, 10.