КАФЕДРА УСПЕХА
Автор проекта
Симонова А. В.
Государственное бюджетное учреждение Центр социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов «Формула роста»
О практике
В связи с уменьшением количества детей в группе до 8 человек, появилась возможность индивидуального подхода к каждому воспитаннику не только у воспитателей, но и у младшего персонала. В связи с этим остро встал вопрос недостатка знаний об особенностях развития, поведения, обучения детей с особыми потребностями.
Поэтому была разработана практика «Кафедра успеха». Она модульная, с возможностями трансформации, усиления модулей, предусматривающая обучение по различным направлениям, исходя из запросов, выявленных проблем в работе, проблем взаимодействия с детьми и потребностей младшего персонала.

Практика представляет собой обучение методом case-study (метод конкретных ситуаций) и состоит из двух этапов.

На первом этапе сотрудники получили теоретическую базу знаний об особенностях детей с особыми потребностями, основных диагнозах и их характеристиках, о первой помощи при эписиндромах, помощи при сахарном диабете, помощи при нервном возбуждении, особенностях детей с РАС, с ДЦП, с поведенческими нарушениями, с ментальными нарушениями, с эпилепсией, с диабетом и пр.



Вторым этапом младший персонал включился в решение практических кейсов. Каждую неделю медицинские психологи анализируют выложенные в Moodle (электронная образовательная платформа) проблемные ситуации и отбирают наиболее острые. На очном обучении специалисты (дефектологи, логопеды, медицинские психологи, психиатры, педиатры) разбирают проблемную ситуацию. По итогам снимается обучающий видеоролик с решением проблемной ситуации, например, как оказать первую помощь при эпилептическом припадке. Видеоролик размещается в Moodle, в разделе «Обучение». Просмотреть видеоролики может каждый сотрудник в любое удобное время, а на форуме задать вопрос и получить консультацию специалистов.

Ожидаемым результатом стало повышение качества предоставляемых социальных услуг детям-инвалидам.




ОПИСАНИЕ КЕЙСА
Обучение ребенка с РАС Максима Д. 7 лет, страдающего крайней избирательностью в еде и отказами от еды, самостоятельному приему пищи.
Медицинские психологи объясняют сотрудникам группы, что такое проблемы сенсорного восприятия пищи. У Максима такая чувствительность может вызвать отвращение к пище, и он избегает еды.

Некоторые текстуры, цвета, температура или запах продуктов могут быть неприятными для Максима в частности, и детей с сенсорной чувствительностью в целом. Важно не давить на ребенка. У него уже есть сенсорная перегрузка. Сотруднику не стоит усиливать беспокойство. Есть несколько стратегий, которые помогут справиться с проблемами сенсорного восприятия пищи. Их следует пробовать в течение длительного периода времени, от 4 до 6 недель.

Пробуем подготовить Максима к продуктам с новой текстурой. Чем разнообразнее знакомство, тем комфортней будет ему при испытании новой текстуры. Стараемся помочь ребенку стать менее чувствительным к новому, поощряя его взаимодействие с едой еще до того, как предлагать пищу. Максим наблюдает за едой, пока сотрудник ее выкладывает на тарелку и ставит на стол во время приема пищи.

Постепенно увеличивает уровень воздействия, ставя тарелку ближе к ребенку во время еды. Когда Максиму станет комфортно рядом с этой едой, мы предлагаем прикоснуться к ней. Просим его потрогать, понюхать, немного поиграть с едой. Далее выкладываем новую еду на тарелку Максима всего на несколько мгновений.






Мы делаем эти небольшие шаги, чтобы представить новую еду, используя положительное подкрепление. Вознаграждаем ребенка, если он успешно выполняет эти задания, словесной похвалой или ощутимой наградой — временем игры на планшете. Далее пробуем пищевые цепочки, чтобы расширить рацион, опираясь на прошлый успешный опыт принятия еды. Цепочка начинается с принятой пищи, которую Максим ест надежно и охотно, затем мы предлагаем продукты с таким же вкусом/текстурой, чтобы представить новый. Например, Максим любит картофельные чипсы. Мы решили предложить ему банановые чипсы, далее перешли к кусочкам свежих бананов, затем предложили целый банан.

При переходе к каждому новому звену цепочки сотрудники использовали знания о сенсорной чувствительности и не торопили ребенка, не оказывали давление, предоставляли возможность взаимодействия с едой до ее принятия, и достигли цели — Максим ест банан самостоятельно, откусывая от целого фрукта.

Мы разрабатываем цели совместно с персоналом группы и командой специалистов, и упорно работаем над тем, чтобы добиться прогресса. Цель может заключаться в том, чтобы «Ввести 3 новых продукта» или «Помочь ребенку принять более плотную пищу». Приятно видеть, как ребенок с серьезным нарушением питания добивается прогресса и ест больше продуктов, а сотрудники чувствуют себя более компетентными.
Контакты
Института дополнительного профессионального
образования работников социальной сферы
 Телефон: 8 (495) 607-50-65
 Сайт: idposocial.ru
 Электронная почта: idpo-event@social.mos.ru

Мы находимся по адресу:
Москва, 1-й Басманный переулок, 10.