КРЕАТИВНЫЙ ДОСУГ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ
Автор проекта
Аветисян Д. М.
Государственное бюджетное учреждение Территориальный центр социального обслуживания «Сокольники»
О практике
Проект направлен на позитивное изменение взаимодействия приемных родителей и детей. ЦССВ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности. Инновационность проекта заключается в использовании новых подходов к организации психологического сопровождения приемных семей, позволяющих формировать позитивное отношение родителей к своему статусу.

В проекте представлена системная работа по психологическому сопровождению приемных родителей.



Данный Проект — это мультимодальный комплекс, состоящий из нескольких проектных линий:
1 «РЕСУРСНЫЕ ВЫХОДНЫЕ» — организация выездных, социокультурных мероприятий приемных семей.
2 «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ» — организация клубной работы с родителями, а также оптимизация родительского воздействия в процессе воспитания детей и рефлексии общего опыта приемных семей.
3 «СТУДИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ» — организация деятельности студии для развития навыков социальной коммуникации у детей, живущих в приемных семьях.

Занятия для родителей и детей сочетают в себе различные формы и методы психологической работы, такие как:
• психологическое тестирование, консультирование;
• ролевые игры;
• элементы арт-терапии, психодрамы;
• альтернативный досуг и т. д.
ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Приемные семьи сталкиваются с определенным набором сложных ситуаций в воспитании приемных детей и отношениях с ними. Формирование у приёмного ребенка эмоциональной привязанности к новым родителям чрезвычайно важна.

Это трудности:
• в установлении контакта с ребенком; •
определении педагогических стилей воспитания;
• формировании эмоциональной близости;
• незнании особенностей психологического развития ребенка; • чрезмерном желании дать ребенку как можно больше;
• разности жизненных установок родителей и приемных детей;
• давлении со стороны окружающих;
• трудностей в психологической совместимости.

Процесс вхождения ребенка в семью сопровождается, как правило, стрессом, который переживают все участники ситуации. Обостряются нерешенные проблемы семьи, которая его приняла, и проблемы самого ребенка, обусловленные последствиями его травматического опыта.






Данный проект — это возможность нормализации и стабилизации детско-родительских отношений в приемной семье путем совместной креативной досуговой, в том числе и психологической работы с ребенком и родителями.
Уникальность проекта состоит не только в реализации алгоритма мероприятий проекта, но и в системной работе с каждым приемным родителем через индивидуальную работу с психологом.

Результатом реализации данного проекта станет улучшение комфортной среды в семье, повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития приемных детей, улучшение эмоционального фона, повышение мотивации на получение психологической помощи, профилактика вторичного сиротства (отказ от усыновленных или переданных на воспитание детей).

Также в процессе подготовки и реализации проекта мы столкнулись с проблемой — многие приемные родители с удовольствием посещали бы тренинги, мероприятия и консультации, но им не с кем оставить детей.
РЕШЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТ
Проект направлен на позитивное изменение взаимодействия приемных родителей и детей с одной стороны, а с другой ЦССВ становится учреждением комплексной поддержки и содействия повышению родительской компетентности. Содружество между приемными семьями и учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка.

Инновационность проекта заключается в использовании новых подходов к организации психологического сопровождения приемных семей, позволяющих формировать позитивное отношение родителей к своему статусу.

В проекте представлена системная работа по психологическому сопровождению приемных родителей.


Занятия для родителей и детей сочетают в себе различные формы и методы психологической работы, такие как психологическое тестирование, консультирование, альтернативный досуг и т. д. При этом нужно учесть, чтобы параллельно с занятиями родителей были организованы досуговые мероприятия для детей, тогда приемные родители смогут взять детей с собой.







В результате реализации проекта количество участников увеличилось.
При этом отмечается:

• положительная динамика в эмоциональном состоянии замещающих родителей;
• формирование умения восстанавливать свои ресурсы и использовать способы самопомощи;
• овладение коммуникативными формами поведения, способствующими самоактуализации и самоутверждению как родителей, так и детей;
• сформированность навыка творческого подхода в решении проблемных ситуаций — освоение навыков конструктивного и ненасильственного общения с детьми и другими членами замещающей семьи.


СОСТОЯЛОСЬ БОЛЕЕ 10 ВЫЕЗДНЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ:

• «НА ПУТИ К ХАСКИ»;
• «БИРЮЛЁВСКИЙ ДЕНДРОПАРК»;
• ЦИРК НИКУЛИНА;
• МАСТЕР-КЛАСС «ГАСТРОНОМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» В РЕСТОРАН АБИЦА;
• ПЕТ-ТЕРАПИЯ В ЭТНОПАРКЕ «КОЧЕВНИК»,
• ПОСЕЩЕНИЕ МУЗЕЯ ИСТОРИИ ШОКОЛАДА И КАКАО;
• ТЕННИСНЫЙ ТУРНИР;
• ТУРНИР ПО ДАРТСУ;
• СМОТРОВАЯ ПЛОЩАДКА МОСКВА-СИТИ «БАШНЯ»;
• БОЛЬШОЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОННЫЙ КЛУБ «ПРАДАР».
Контакты
Института дополнительного профессионального
образования работников социальной сферы
 Телефон: 8 (495) 607-50-65
 Сайт: idposocial.ru
 Электронная почта: idpo-event@social.mos.ru

Мы находимся по адресу:
Москва, 1-й Басманный переулок, 10.