ЛАБОРАТОРИЯ РАЗУМА: КОВОРКИНГ РАВНЫХ (ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ)
Автор проекта
Миллер А. А.
Государственное бюджетное образовательное учреждение Центр реабилитации и образования №7
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА —
  • формирование инклюзивного поля через создание коворкинг пространства на базе образовательного учреждения/учреждения дополнительного образования, преодоление социальной исключенности и социального иждивенчества детей с особыми потребностями;
  • создание коммьюнити детей, способных к взаимодействию и кооперации идей и действий;
  • а также обучение взаимодействию, уважению к личности и особенностям другого через решение общей практико-ориентированной цели, мультидисциплинарный STEAM-подход;
  • внедрение новых форм обучения.
О практике
Интеграция детей с особыми потребностями в социум остается востребованной проблемой. В последнее время отмечается и увеличение различных программ и рост их финансирования — так же как и расширение количества льгот и социальных выплат. Однако эти меры не решают проблему интеграции и инклюзии.

Не последнюю роль играет психология людей с особыми потребностями, для которой в большинстве своем до последнего времени был характерен феномен «социального иждивенчества» и «выученной беспомощности». Очевидно, для преодоления этих феноменов требуется формирование нового типа мышления не только у детей с особыми потребностями, но и у детей, не имеющих таковых.

В течение двух лет на базе ГБОУ Центр реабилитации и образования №7 мною реализуется проект «Лаборатория разума».

Ключевая идея проекта тесно связана с идеей STEAM: S-science, T-technology, E-engineering, A-art и M-mathematics. Эта идея основана на применении междисциплинарного и прикладного подхода, а также на интеграции всех пяти дисциплин в единую схему обучения. И отличается от широко распространенной системы STEAM включением «искусства» (art), то есть, делая ставку на развитие креативного мышления.

STEAM-подход подразумевает смешанную среду, в которой участники начинают понимать, как можно применить научные методы на практике, учатся использовать специализированное технологическое оборудование, направленное на развитие экологичной личности.



Проект ставит перед собой задачу изменений не только в мышлении детей-участников, но и специалистов, так как основная его идея не «делать под руководством», а «делать вместе». Формирование понимания, что наука может быть интересной и захватывающей.

Формы взаимодействия в процессе реализации проекта
: STEAM-мастерские участниками мастерской может быть группа детей от 3 до 15 человек. Перед ними ставится определенная задача. Например, проектирование и создание моста из предложенных материалов (макароны, трубочки пластиковые и другие). Количество материалов, условия выполнения задачи и время строго ограничиваются.

Оценивается выполнение задачи по определенным критериям (технологичность, командная работа, креативность и другие). Задачи могут быть самыми разными и зависят от возраста и опыта детей в команде. Другие примеры задач: проектирование лабиринта, катапульты, схемы строения кровеносной системы и другие.

За два года существования в лаборатории приняли участие более 100 детей в возрасте от 8 до 17 лет с различными нозологиями и степенями ограничений.

В качестве входного и выходного анкетирования перед стартом и после лаборатории детям предлагается выбрать ключевые слова (теги), маркирующие их эмоциональное состояние и ожидания.
среди «входных» тегов были названы следующие:
  • 21%
    «ожидание»
  • 18%
    «сомнение»
  • 14%
    «неуверенность»
  • 8%
    «интерес»
среди «выходных» тегов чаще всего участниками лаборатории назвались следующие:
  • 42%
    «радость»
  • 37%
    «я могу»
  • 25%
    «вместе»
  • 22%
    «интерес»,
    «хочу ещё»
Контакты
Института дополнительного профессионального
образования работников социальной сферы
 Телефон: 8 (495) 607-50-65
 Сайт: idposocial.ru
 Электронная почта: idpo-event@social.mos.ru

Мы находимся по адресу:
Москва, 1-й Басманный переулок, 10.