ЛАБОРАТОРИЯ РАЗУМА: КОВОРКИНГ РАВНЫХ (ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ)
Автор проекта
Миллер А. А. Государственное бюджетное образовательное учреждение Центр реабилитации и образования №7
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА —
формирование инклюзивного поля через создание коворкинг пространства на базе образовательного учреждения/учреждения дополнительного образования, преодоление социальной исключенности и социального иждивенчества детей с особыми потребностями;
создание коммьюнити детей, способных к взаимодействию и кооперации идей и действий;
а также обучение взаимодействию, уважению к личности и особенностям другого через решение общей практико-ориентированной цели, мультидисциплинарный STEAM-подход;
внедрение новых форм обучения.
О практике
Интеграция детей с особыми потребностями в социум остается востребованной проблемой. В последнее время отмечается и увеличение различных программ и рост их финансирования — так же как и расширение количества льгот и социальных выплат. Однако эти меры не решают проблему интеграции и инклюзии.
Не последнюю роль играет психология людей с особыми потребностями, для которой в большинстве своем до последнего времени был характерен феномен «социального иждивенчества» и «выученной беспомощности». Очевидно, для преодоления этих феноменов требуется формирование нового типа мышления не только у детей с особыми потребностями, но и у детей, не имеющих таковых.
В течение двух лет на базе ГБОУ Центр реабилитации и образования №7 мною реализуется проект «Лаборатория разума».
Ключевая идея проекта тесно связана с идеей STEAM: S-science, T-technology, E-engineering, A-art и M-mathematics. Эта идея основана на применении междисциплинарного и прикладного подхода, а также на интеграции всех пяти дисциплин в единую схему обучения. И отличается от широко распространенной системы STEAM включением «искусства» (art), то есть, делая ставку на развитие креативного мышления.
STEAM-подход подразумевает смешанную среду, в которой участники начинают понимать, как можно применить научные методы на практике, учатся использовать специализированное технологическое оборудование, направленное на развитие экологичной личности.
Проект ставит перед собой задачу изменений не только в мышлении детей-участников, но и специалистов, так как основная его идея не «делать под руководством», а «делать вместе». Формирование понимания, что наука может быть интересной и захватывающей. Формы взаимодействия в процессе реализации проекта: STEAM-мастерские участниками мастерской может быть группа детей от 3 до 15 человек. Перед ними ставится определенная задача. Например, проектирование и создание моста из предложенных материалов (макароны, трубочки пластиковые и другие). Количество материалов, условия выполнения задачи и время строго ограничиваются.
Оценивается выполнение задачи по определенным критериям (технологичность, командная работа, креативность и другие). Задачи могут быть самыми разными и зависят от возраста и опыта детей в команде. Другие примеры задач: проектирование лабиринта, катапульты, схемы строения кровеносной системы и другие.
За два года существования в лаборатории приняли участие более 100 детей в возрасте от 8 до 17 лет с различными нозологиями и степенями ограничений.
В качестве входного и выходного анкетирования перед стартом и после лаборатории детям предлагается выбрать ключевые слова (теги), маркирующие их эмоциональное состояние и ожидания.
среди «входных» тегов были названы следующие:
21%
«ожидание»
18%
«сомнение»
14%
«неуверенность»
8%
«интерес»
среди «выходных» тегов чаще всего участниками лаборатории назвались следующие: