МАЛЕНЬКИЕ ВОЛШЕБНИКИ
Автор проекта
Еремина Ирина Валерьевна
Центр содействия семейному воспитанию «Центральный»

О практике
«Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» Р. Эмерсон

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника.

Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особое внимание заслуживает детское экспериментирование. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

Образовательные задачи:

  • познакомить детей со свойствами предмета исследования;
  • формировать умение делать открытия и выводы;
  • обучать плавному направленному выходу на предмет.

Развивающие задачи:
  • развивать экспериментальную деятельность;
  • развивать речь детей;
  • развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику;
  • развивать внимание, мышление, память

Воспитательные задачи:
  • воспитывать самостоятельность и активность;
  • воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость;
  • воспитывать аккуратность в работе.

Методы и приемы:

  • Наглядный: наблюдение, демонстрация опытно-экспериментальной деятельности.
  • Словесный: проблемные вопросы, побуждающие познавательную и речевую активность; использование художественного слова.
  • Практический: экспериментирование, показ способов действий, совместные действия воспитателя и ребенка.
  • Игровой: внезапное появление объекта, создание игровой ситуации, смена деятельности.






    Мини лаборатории разделены на 4 модуля:

    1. Природный, включает в себя компоненты живой и не живой природы. (Вода, песок, камни, семена, желуди, крупы и т.д.)
    2. Рукотворный, включает в себя компоненты созданные руками человека. (Бумага, ткань, магнит, стекла, химические жидкости и т.д.)
    3. Методический, включает в себя картотеки экспериментов и действий с предметами , опытов, инструкции по технике безопасности, алгоритмы проведения опытнической деятельности, дидактические игры с элементами познавательной деятельности.
    4. Модуль-материалы и оборудования (колбы, микроскоп, мензурки, шпатели, лупы, ложечки, пипетки и т.д.)

    Очень часто детям на занятиях преподносят готовые истины, готовые выводы и обобщения. Такое обучение можно назвать пассивным, у него нет шансов развить у ребенка высокую познавательную активность. Это может привести к тому, что детям сложно будет самостоятельно добывать знания, учиться.

    Этапы реализации проекта

    1. Перед началом экспериментирования педагог должен доступно изложить и поставить перед воспитанниками исследовательскую задачу. Уточняются правила безопасности в ходе экспериментальной деятельности.
    2. На следующем этапе, при деликатной педагогической поддержке дети выдвигают гипотезы. Важно научить их не бояться выдвигать ошибочные предположения и не поправлять ребёнка, если он не прав. Каждую гипотезу необходимо подтвердить или опровергнуть экспериментальным путём. На этом этапе, как и на других, важнее детская речевая активность, воспитатель лишь направляет и ненавязчиво помогает формулировать малышу свои мысли, вмешиваясь только в случае затруднения.
      Далее воспитатель знакомит детей с планом эксперимента.
    3. Следующий этап — это выполнение эксперимента. Воспитатель организует деятельность детей таким образом, что бы у них была возможность самостоятельно думать, находить пути решения, свободно высказываться, дискуссировать. Результаты эксперимента фиксируются — подбираются карточки с рисунком.
    4. Заключительный этап — формулирование выводов. Формулируя вывод, дети подводят итог эксперимента, подтверждая или опровергая гипотезу.


    Результаты
    • У ребенка развивается активность, самостоятельность мышления, творческие начала, формируется детская индивидуальность.
    • Ребенок умеет сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.
    • Ребенок испытывает радость, удивление и даже восторг от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у него чувство удовлетворения от проделанной работы.
    • Развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности.
    • Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.Уровень развития познавательного интереса.





      До
      Дата: Сентябрь2021г.
      Очень радует: 20%
      Радует: 45%
      Тревожит: 35%


      После
      Дата: Май2022г.
      Очень радует: 70%
      Радует: 20%
      Тревожит: 10%

        Контакты
        Института дополнительного профессионального
        образования работников социальной сферы
         Телефон: 8 (495) 607-50-65
         Сайт: idposocial.ru
         Электронная почта: idpo-event@social.mos.ru

        Мы находимся по адресу:
        Москва, 1-й Басманный переулок, 10.