НАРОДНАЯ ПЕСНЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ГРАЖДАН ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА
Автор проекта
Гусельникова В. С.
Государственное бюджетное учреждение Территориальный центр социального обслуживания «Восточное Измайлово» филиал «Северное Измайлово»
О практике
В наших реалиях граждане пенсионного возраста больше любят романсы и даже современные песни. Проблематика угасания чистого фольклора и существования народной песни зависит не только от молодёжи, но и от людей зрелого возраста. Вопрос лишь в том, как привлечь вокалистов-пенсионеров к участию в столь узком направлении.

Инструментов для решения данной проблемы в процессе работы нашлось много. В полевых условиях были подобраны необходимые методики как постановки голоса, так и педагогического процесса в целом.

Большинство народных песен с простым смыслом и текстом, вся красота кроется в многоголосии и мелизмах — вокальных украшениях. Участникам хора были показаны примеры исполнения песен и подчеркнуты их особенности, а также материал исполнен педагогом лично. Считаю, что побудить настоящий интерес к любому творческому направлению можно только при отличном владении материалом самим педагогом.

1. Яркость имиджа играет немаловажную роль — людей зрелого возраста привлекают энергичные и яркие преподаватели.
2. Для подачи материала стоит делать акцент на исключительности и уникальности народной песни. Исполняя чистый фольклор или народные песни (северные, южные, казачьи и т. д.) вероятность того, что ещё кто-то будет в конкурсе петь эту же песню минимизируется.
3. Для начала можно использовать стилизованные варианты этих же песен, владея игрой на синтезаторе. Мною были созданы 3 аранжировки на одну и ту же песню, в разных стилях, это привлекло участников хора и помогло быстрее запомнить материал.
Пример: песня «Канарейка», особенности — вокальные огласовки. Оригинальная версия под баян, аранжированная в стиле рэп, рок, эстрада. Занятие было в формате капустника, но, к завершению, текст и слова с огласовками запомнились всему хору.



4. Работа над многоголосием. Уникальность народных песен в многоголосии, чтобы научить этому уходят годы, в случае с самодеятельным хором пенсионеров нужно учитывать их тесситуру, возможности слуха и артикуляции. С помощью прослушивания и тренинга на точное удержание своей ноты при посторонних звуках было выявлено 3 участника, способных точно интонировать и держать свою партию — это и есть кандидаты в альты. Сопрано (партия сопрано — это, как правило, главная партия и основная мелодия) поют те, кому держать свою партию сложнее, а значит им проще запомнить главную мелодию, которую почти всегда дублирует аккомпанирующий инструмент.
5. Мотивация. Главное, для чего приходят люди зрелого возраста — это новые знания, общение и самореализация. То, на что когда-то не хватало времени, заветное хобби, стало доступным! Это увлекательный процесс занятий, репетиций, выступлений и отражение результатов труда хора в грамотах и приятных сувенирах.

В нашем Центре социального обслуживания часто проводятся мероприятия местного и районного уровня.
Хор «Канарейка» ведёт активную концертную деятельность, а также с лета этого года стал представлять город на всероссийских и международных конкурсах и очень успешно, занимая первые места!

Это большая изюминка — видеть на конкурсах зажигательных, поющих двух– и трехголосия пенсионеров. Жюри различных конкурсов не раз отмечало их способность не только петь, но и владеть народным танцем.

Наличие хора в нашем ТЦСО дает возможность сотрудничать со всеми организациями Москвы, ведь праздники и концерты — это неотъемлемая часть жизни города.

Контакты
Института дополнительного профессионального
образования работников социальной сферы
 Телефон: 8 (495) 607-50-65
 Сайт: idposocial.ru
 Электронная почта: idpo-event@social.mos.ru

Мы находимся по адресу:
Москва, 1-й Басманный переулок, 10.