ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ «ПОРТАЖ» В РАМКАХ ВЗАИМОДЕЙ- СТВИЯ ГКУ ЦССВ «СКОЛКОВСКИЙ» И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОГО ФОНДА «ДИМИНА МЕЧТА»
Автор проекта
Машкова М. Н.
Государственное казенное учреждение Центр содействия семейному воспитанию «Сколковский»
О практике
Профилактика сиротства — это приоритетная задача, решаемая на государственном уровне в России. Проблема борьбы с сиротством решается, в том числе на местах, в учреждениях социальной защиты. Так ЦССВ «Сколковский» транслирует основное направление работы как помощь детям-сиротам с ОВЗ в развитии и социальной адаптации.

Чем лучше у детей-сирот с нарушениями в развитии сформированы жизненно важные навыки, тем легче они адаптируются в окружающей среде, обретают любящие семьи. Применение специализированных методик, направленных на развитие навыков детей-сирот, ощутимо повышает уровень их подготовки к жизни в опекунской семье.

Методика «Портаж» (Portage) — социальнопедагогическая система оказания помощи детям с особенностями в развитии, проживающими в семьях или учреждениях опеки, которая предусматривает разработку индивидуального плана коррекционно-развивающих занятий для каждого ребенка.

Отличительной особенностью методики «Портаж» выступает применение сбалансированной программы с учетом индивидуальных потребностей ребенка, среды его проживания.

Методика «Портаж» разработана в США, в начале 70-х годов как система помощи детям с ограниченными возможностями здоровья на дому.



В России пилотный проект был начат при поддержке Британской благотворительной организации The Promise и Благотворительного фонда «Димина Мечта».


Благотворительный Фонд «Димина Мечта» содействует распространению методики «Портаж», проводя обучающие семинары для специалистов, а также осуществляет кураторскую поддержку в течение реализации пилотного проекта.

В 2017 г. благотворительным фондом «Димина Мечта» был организован и проведен 3-х дневный обучающий семинар. По итогам семинара специалисты ЦССВ «Сколковский» получили сертификаты, позволяющие применять методику «портаж» на практике.

В 2018 г. был запущен пилотный проект по применению методики «Портаж» командой «Сколковский». В проекте приняли участие 7 специалистов и 7 детей. По итогам диагностических обследований на каждого ребёнка (участника проекта) была составлена индивидуальная программа развития. Были сформулированы и поставлены большие глобальные цели развития, которые, в свою очередь, разбиты на пошаговые задачи.
ПРИМЕР РЕАЛИЗАЦИИ ГЛОБАЛЬНОЙ ЦЕЛИ
Мальчику Егору на момент вступления в проект было 2 года, он постоянно проживал в центре.

Цель: научиться принимать пищу (самостоятельно есть ложкой). Глобальная цель была разбита на последовательные шаги.

1 Первый шаг определялся как умение захватывать и удерживать в руках ложку. Данный этап занял до 3-х недель, он включал подбор удобной ложки (для Егора удобной оказалась силиконовая ложка с тиснением на ручке). А также применение игровых упражнений, направленных на формирование захвата и удержание предмета в руке.

2 Второй шаг включал в себя отработку траектории движения рукой пустой ложкой до тарелки, а также формирование навыка зачерпывания пищи.
На данном этапе значительное внимание уделялось развитию мелкой моторики руки. До формирования окончательного навыка прошел 1 месяц.

3 Третий шаг составлял умение донести ложку, наполненную пищей, до рта и положить её в рот. Этот этап требует от ребёнка точных дифференцированных движений, формирование которых происходят на практике. На этом этапе происходит уменьшение помощи специалиста. Занятия продолжались 1 месяц.









4 Четвертый шаг предполагал умение переработать пищу. Данные процессы задействуют к участию совершенно другие мышцы. На этом этапе применяются упражнения, направленные на формирование правильного пережевывания и глотания пищи. Этап занял 3-4 недели. На достижение глобальной цели самостоятельного приема пищи ушло около 6 месяцев.

Ребенку с особенностями в развитии требуется дополнительное время на освоение навыков, а значит и индивидуальный, последовательный подход. Самостоятельный прием пищи относится к жизненно-важным навыкам, он значительно повышает компетенции ребёнка.

В 2020 году при поддержке фонда «Димина мечта» была создана ассоциация специалистов «Портаж».

Деятельность ассоциации специалистов «Портаж» нацелена на совершенствование оказания коррекционно-развивающих услуг детям с особенностями в развитии.

НА САЙТЕ ПРЕДСТАВЛЕНА ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О МЕТОДИКЕ, ПРЕДСТОЯЩИХ ОБУЧАЮЩИХ СЕМИНАРАХ


Контакты
Института дополнительного профессионального
образования работников социальной сферы
 Телефон: 8 (495) 607-50-65
 Сайт: idposocial.ru
 Электронная почта: idpo-event@social.mos.ru

Мы находимся по адресу:
Москва, 1-й Басманный переулок, 10.