ВОЛШЕБНАЯ ПЕСОЧНАЯ СТРАНА
Автор проекта
Ованова Татьяна
ГБУ ЦССВ Центральный

О практике
Песочная терапия, как средство психофизического развития детей раннего возраста «Волшебная песочная страна»

В процессе коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста, возникла необходимость в разработке и использовании методики «Песочная терапия». Методика направлена на формирование базовых эмоций, развитие моторной функции, обогащение сенсорного опыта детей, исследовательского интереса, познание свойств различных предметов, природных материалов (песка, воды), овладение разнообразными способами практических действий с ними, овладение коммуникативными навыками.

Игра в песок-это увлекательное занятие для любого ребёнка, а также самая доступная форма работы и взаимодействия с детьми. При работе с детьми раннего возраста используется развивающие игры в песке, ориентированные на разные задачи. Дети 1,5-3 лет особенно нуждаются в песочнице, так как они в ней проигрывают свои эмоции и чувства, которые им пока трудно выражать словами в силу возрастных особенностей. Для детей игра с песком является простым, естественным способом выражения своих тревог, страхов и других не менее важных переживаний. Песочная игра является одним из самых органичных, привычных, хорошо знакомых и реальных для ребёнка способов исследования мира, выстраивания отношений.

Для маленького ребенка песочница — это целый мир. С его помощью можно раскрыть ребенку любую лексическую тему, предоставить возможность потрогать явления окружающего мира, научить через собственный опыт сотрудничеству. Песочница может стать школьной доской и альбомом для рисования, полем для экспериментов и опытов, сценой для внутренних переживаний и семейных отношений.

Данная методика может применяться другими учреждениями, а также распространиться на больший охват целевой аудитории с помощью частичного переноса занятий в песочницу, даст больший воспитательный и образовательный эффект.

Представленный опыт будет полезен и интересен для педагогов-психологов, специалистов в области педагогики, студентов профильных вузов, а также для всех, интересующихся изучением процесса песочной терапии, как средством психофизического развития детей раннего возраста «Волшебная песочная страна».

Количество детей участвующих в проекте – 21
Группа: ранний возраст (от 2 –до 3 лет)
Вид деятельности: песочная игровая терапия.

Вывод: опыт работы показал, что использование «песочной терапии» даёт положительные результаты:
  • совершенствуются навыки коммуникации;
  • снижаются негативные проявления (страх, агрессия, тревожность);
  • уменьшаются проявление отрицательных эмоций (злость, гнев, обида) и достигается положительное эмоциональное благополучие;
  • закрепляются представления об окружающем мире;
  • развиваются зрительно-моторная координация, мелкая моторика, ориентировка в пространстве.



    Описание практики:

    Целью песочной терапии является создание естественной стимулирующей среды для развития познавательных и психических процессов.
    • способствовать стабилизации эмоционального состояния, снижению психофизического напряжения;
    • обогащать чувственный опыт восприятия окружающего мира и развивать сенсорные способности у детей;
    • развивать психические процессы, используя нестандартные методы обучения;
    • развивать навыки позитивной коммуникации, умение ребенка слушать и вступать в разговор;
    • развивать эмоциональную отзывчивость на музыку во время игр с песком;
    • знакомить со свойствами песка и воды, другими объектами предметного мира посредством экспериментально-исследовательской деятельности;
    • развивать мелкую моторику;
    • корректировать нежелательные формы поведения.

    Методология:
    1. Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом - совочки, формочки, кисточки, элементы экспериментирования, наблюдения;
    2. Игровая деятельность (сюжетные игры, игры-забавы, дидактические игры, инсценировка);
    3. Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки, использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки);
    4. Наглядные методы (показ игрушек, моделирование).
    Используемые средства, инструменты:

    Для организации игр в песке требуется:
    • Водонепроницаемый деревянный или пластиковый ящик размером 50*70*8 см, дно и борта которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо) для работы с сухим песком.
    • Водонепроницаемый деревянный или пластиковый ящик для работы с мокрым песком
    • Чистый просеянный песок, создающий в песочнице линию горизонта.
    • Набор игрового материала: лопатки, широкие кисточки, сита, воронки; разнообразные пластиковые формочки разной величины и формы
    • Миниатюрные игрушки, желательно не более 8 см высотой, для обыгрывания заданий в песочнице;
    • Бросовый и природный материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, шишки, орехи, желуди, каштаны и т.д.
    • Все игры, упражнения в песке осуществляются с помощью игрушки-посредника Песочной девочки, которая используется только в песочнице, через эту игрушку объявляются все правила поведения, запреты и поощрения.

    Результат:
    • У ребенка появляется желание узнавать что-то новое.
    • Развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
    • Более гармонично развиваются все познавательные функции.
    • Совершенствуется предметно-игровая деятельность.
    • Развиваются коммуникативные навыки.
    • Стабилизируется психоэмоциональное состояние.
    • Ребенок с нетерпением ожидает следующего занятия, значит ему игры с песком интересны и психологически комфортны, можно не бояться ошибиться и легко начинать все заново. В тоже время у малыша активно формируются собранность, аккуратность, самостоятельность.


      Контакты
      Института дополнительного профессионального
      образования работников социальной сферы
       Телефон: 8 (495) 607-50-65
       Сайт: idposocial.ru
       Электронная почта: idpo-event@social.mos.ru

      Мы находимся по адресу:
      Москва, 1-й Басманный переулок, 10.