Описание практики:Целью песочной терапии является
создание естественной стимулирующей среды для развития познавательных и психических процессов.
• способствовать стабилизации эмоционального состояния, снижению психофизического напряжения;
• обогащать чувственный опыт восприятия окружающего мира и развивать сенсорные способности у детей;
• развивать психические процессы, используя нестандартные методы обучения;
• развивать навыки позитивной коммуникации, умение ребенка слушать и вступать в разговор;
• развивать эмоциональную отзывчивость на музыку во время игр с песком;
• знакомить со свойствами песка и воды, другими объектами предметного мира посредством экспериментально-исследовательской деятельности;
• развивать мелкую моторику;
• корректировать нежелательные формы поведения.
Методология: - Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом - совочки, формочки, кисточки, элементы экспериментирования, наблюдения;
- Игровая деятельность (сюжетные игры, игры-забавы, дидактические игры, инсценировка);
- Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки, использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки);
- Наглядные методы (показ игрушек, моделирование).
Используемые средства, инструменты:
Для организации игр в песке требуется: • Водонепроницаемый деревянный или пластиковый ящик размером 50*70*8 см, дно и борта которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо) для работы с сухим песком.
• Водонепроницаемый деревянный или пластиковый ящик для работы с мокрым песком
• Чистый просеянный песок, создающий в песочнице линию горизонта.
• Набор игрового материала: лопатки, широкие кисточки, сита, воронки; разнообразные пластиковые формочки разной величины и формы
• Миниатюрные игрушки, желательно не более 8 см высотой, для обыгрывания заданий в песочнице;
• Бросовый и природный материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, шишки, орехи, желуди, каштаны и т.д.
• Все игры, упражнения в песке осуществляются с помощью игрушки-посредника Песочной девочки, которая используется только в песочнице, через эту игрушку объявляются все правила поведения, запреты и поощрения.
Результат:- У ребенка появляется желание узнавать что-то новое.
- Развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
- Более гармонично развиваются все познавательные функции.
- Совершенствуется предметно-игровая деятельность.
- Развиваются коммуникативные навыки.
- Стабилизируется психоэмоциональное состояние.
- Ребенок с нетерпением ожидает следующего занятия, значит ему игры с песком интересны и психологически комфортны, можно не бояться ошибиться и легко начинать все заново. В тоже время у малыша активно формируются собранность, аккуратность, самостоятельность.