ПОДГОТОВКА ВОСПИТАННИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ ФОРМАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦССВ К ВОЗМОЖНОМУ САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ПРОЖИВАНИЮ
Автор проекта
Мартыненко С. М. Шоркина Т. Д. Басангова Б. М.
Государственное казенное учреждение Центр содействия семейному воспитанию «Юнона»
О практике
На сегодняшний день большое количество детей, имеющих легкие и умеренные интеллектуальные нарушения, перешли на семейные формы воспитания, и, в связи с этим, в учреждениях социальной защиты населения увеличилось количество детей с тяжелыми формами умственной отсталости.

Главная цель в обеспечении социального и личностного развития ребенка с тяжелыми нарушениями интеллекта — это формирование жизненных компетенций и подготовка его к возможной самостоятельной жизни.

Недостаточность практических разработок и целостной системы работы по подготовке детей к самостоятельному проживанию объясняет выбор нашей практики: «Подготовка воспитанников с тяжелыми формами интеллектуальной недостаточности с 11 лет в условиях ЦССВ «Юнона» к возможному самостоятельному проживанию». Решение данной проблемы мы видели в повышении эффективности работы в процессе формирования доступных жизненных компетенций у детей с тяжелыми формами интеллектуальной недостаточности, а также в разработке диагностического инструментария с последующим составлением программ.

Решение обозначенных проблем состоит из трех этапов.

Первый этап стал следствием ранее проведенной на базе нашего Центра опытно экспериментальной работы по формированию жизненных компетенций и состоял из отработки уже полученных результатов.

Второй этап идет в настоящее время, он направлен на создание и отработку инструментария для определения уровня готовности детей к самостоятельному проживанию.

Особое внимание уделялось подбору критериев для «Карты готовности к самостоятельному проживанию». В итоге нами были выделены 9 наиболее важных сфер деятельности ребенка и подобраны значимые параметры (актуальные знания, умения и навыки), характеризующие каждую сферу деятельности.




В критерии готовности вошли следующие сферы деятельности:
• собственная деятельность;
• самообслуживание;
• бытовой труд;
• сформированность двигательных навыков;
• учебные и коммуникативные навыки;
• поведение в социуме;
• поведение в опасных чрезвычайных ситуациях;
• использование электронных устройств;

Карта позволяет отслеживать динамику готовности детей к самостоятельному проживанию и заполняется воспитателями групп с консультативной помощью специалистов.

Мы отработали единую оценочную 10-балльную систему с качественным описанием каждого балла. Все это дано в «Рекомендациях по оценке сформированности готовности к самостоятельному проживанию». Также были выделены 4 уровня развития детей, составлена корреляционная «Таблица уровней самостоятельности», в которой прописаны уровни возможностей детей и прогноз их самостоятельного проживания. Для видения целостной картины сформированности уровня развития детей был составлен обобщенный портрет каждого уровня.
Выявленный уровень готовности к самостоятельному проживанию становится основой для построения маршрута развития каждого отдельного ребенка, групп детей разного уровня, а также направления работы педагогов, специалистов и учреждения в целом. Обязательным условием эффективности такой работы должен стать постоянно действующий эффективный консилиум учреждения. Материалы по мониторингу уже частично апробированы воспитателями нашего Центра, обсуждены со специалистами других учреждений. По результатам совместной работы были внесены изменения.

Следующий этап предполагает дальнейшую отработку мониторинга (не менее года) и составление программ по подготовке детей к возможному самостоятельному проживанию.
Контакты
Института дополнительного профессионального
образования работников социальной сферы
 Телефон: 8 (495) 607-50-65
 Сайт: idposocial.ru
 Электронная почта: idpo-event@social.mos.ru

Мы находимся по адресу:
Москва, 1-й Басманный переулок, 10.