Социально-культурная практика - Познавательно-исследовательская деятельность детей раннего и дошкольного возраста

“Помоги мне стать самостоятельным”

Команда проекта

Великодняя Наталья Александровна,
Бакулина Алена Николаевна,
ГБУ ЦССВ «Центральный»



О практике
Цель практики
Создание наилучших условий для благополучия детей, позволяющих им раскрыть свой природный потенциал и адаптироваться к условиям жизни в современном обществе. Помощь кровным и приемным родителям в вопросах развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

Целевая аудитория
  • дети от 2 до 4 лет и дети с особыми потребностями, которые в силу определенных обстоятельств жизни более других подвержены негативным воздействиям со стороны семьи и общества — это дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и оставшиеся без попечения родителей.






Актуальность
Применение практики направлено на снижение отрицательного влияния травмы на дальнейшее развитие ребенка, предотвращение отклонений в его развитии, облегчение социальной адаптации, повышение компетентности кровных и приемных родителей в вопросах развития и воспитания детей.

Монтессори-метод сегодня — это не только про образовательный процесс и обретение практических навыков, но и про формирование сильной личности, способной спокойно реагировать на новые обстоятельства, позитивно взаимодействовать с людьми и добиваться своих целей. Это научная психопедагогика и набор инструментов, которые действительно работают в воспитании и развитии детей.
Описание практики
Основная идея практики — это психолого-педагогическая поддержка, позитивная социализация и одновременно индивидуализация каждого ребёнка раннего и дошкольного возраста, оказавшегося в трудной жизненной ситуации и оставшегося без попечения родителей.

Практика реализуется с 2022 года и направлена на всестороннее развитие личности ребенка, успешную социализацию воспитанников Центра путем расширения их кругозора, тренировки навыков самообслуживания, увеличение сенсорного опыта и когнитивного развития. При реализации практики используется метод научной педагогики Марии Монтессори и ее последователей. Данный метод доказал свою эффективность во всем мире.

Метод Марии Монтессори помогает в полной мере индивидуализировать процесс обучения и воспитания, делая его безболезненным для становления личности ребенка. Многообразие дидактических материалов способствует развитию у детей социально-бытовых навыков и познавательных способностей. Дети учатся самоконтролю при работе с материалом, что позволяет им почувствовать себя независимыми и самостоятельными.



Для реализации практики в Центре была создана развивающая предметно-пространственная образовательная среда, построенная на дидактических материалах Марии Монтессори. Была привлечена команда квалифицированных специалистов, прошедших обучение по методу Марии Монтессори: воспитатели, психолог, учитель-дефектолог, логопед.

В своей работе педагоги используют как классический Монтессори-материал, так и дополнительный материал, разработанный педагогами с целью его адаптации к потребностям детей с особыми образовательными возможностями.
Результаты
Практикуя данный метод, удалось достичь следующих положительных результатов за 2022 и 2023 гг.:
  • повысился уровень познавательных способностей, а именно свойства интегральной индивидуальности эффективно реализовывать функцию отражения и познания объективно существующего внешнего и внутреннего мира посредством процессов ощущения, восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления и речи, психомоторики, которые обеспечивают высокоэффективную когнитивно-интеллектуальную и когнитивно-моторную деятельность;
  • дети научились самостоятельно заботиться о себе (одеваться и раздеваться, мыть руки, умываться, причесываться, чистить обувь и т. д.);
  • заботиться об окружающей среде, о помещении, в котором они находится (подметать, вытирать пыль, мыть стол, составлять букет из срезанных живых цветов и т. д.);
  • соблюдать правила хорошего тона, вежливого поведения в обществе, а также выполнять комплекс специальных упражнений на совершенствование общей координации движений.





По результатам диагностики была выявлена положительная динамика у всех воспитанников. За 2022 и 2023 гг. в практике принимало участие 49 воспитанников.

На начальном этапе участия было выявлено:
  • 65% детей имеют низкие показатели развития;
  • 35% средние показатели развития;
  • 0% процентов высокий уровень развития.

По итогам реализации практики были получены следующие результаты:
  • 14% детей показали низкий уровень развития;
  • 47% средний уровень развития;
  • 39% высокий уровень развития.

Итоговые показатели уровня развития детей говорят нам о том, что дети научились самостоятельно заботиться о себе и об окружающей среде, соблюдать правила хорошего тона. У них сформировались представления о свойствах предметов и повысился уровень математических представлений и умений.
Контакты

Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы
 Телефон: 8 (495) 607-50-65
 Сайт: idposocial.ru
 Электронная почта: idpo-event@social.mos.ru
  Чат конкурса в Telegram: https://t.me/konkurssfera

Мы находимся по адресу:
Москва, 1-й Басманный переулок, 10.