Социальный проект для подростков и молодых людей с инвалидностью, направленный на раскрытие личностного и творческого потенциала

«Поверь в себя»

Команда практики

Опаленик Светлана Викторовна, Медюх Татьяна Олеговна
«Центр реализации творческих проектов «Инклюзион»
О практике
Цель практики
Создание свободного, комфортного и безопасного пространства для творческого развития, раскрытия потенциала и личностного роста подростков и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья и без них. Выработка практических рекомендаций относительно работы инклюзивного творческого проекта для подростков и молодёжи с ограниченными возможностями здоровья.

Целевая аудитория
  • Люди с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья.
  • Подростки и молодежь с различными видами инвалидности, проживающие в Москве (возраст 15 -26 лет).
  • Родительские сообщества, в том числе, родители особенных детей и члены их семей.
  • Родители подростков и молодых людей с инвалидностью.
  • Специалисты социокультурной сферы, интересующиеся театральными методами для работы с различными аудиториями и создании инклюзивных творческих проектов.





Уникальность
В настоящее время в Москве хорошо развита инклюзивная среда для детей, также есть клубы и различные творческие кружки для взрослых людей с инвалидностью, а подростково-молодежный сектор часто остаётся без внимания: в лучшем случае ребята примыкают к «взрослым» группам, до которых еще «не доросли», в худшем — застревают в «детских» или сидят дома, тогда как в мироощущении и теле происходят свои изменения, сопровождаемые сильными эмоциональными и физическими переживаниями, потребностью общения с ровесниками.

Для этого возраста характерна реакция группирования, когда важно входить в какую-либо значимую группу, быть в ней принятым, считаться своим. Еще один важный социальный аспект для молодежи с инвалидностью — установление межличностных контактов и отношений без участия родителей.

Описание практики
Образовательная программа для людей с инвалидностью, желающих научиться межличностной коммуникации и получить азы актерской профессии, была разработана в Центре реализации творческих проектов «Инклюзион» вскоре после открытия, в феврале 2017 года.

Тогда же начала работу первая театральная школа в Москве, собравшая благополучателей разных благотворительных фондов, людей с разными видами инвалидности.

На тот момент это был эксперимент — вместе обучать людей с совершенно разными потребностями, особенностями и возможностями, с разным жизненным и культурным опытом, разного возраста и с разными интересами.

Видя успехи благополучателей, проект из пилотного превратился в межрегиональную образовательную программу.




В настоящее время в девяти российских городах есть инклюзивные театральные школы, работающие под брендом «Инклюзион.Школа» и придерживающиеся наших основных принципов:
  • доступность для всех,
  • открытая инклюзия без разделения по видам и группам инвалидности
  • и лабораторность, подразумевающая включение новых участников (как студентов с инвалидностью, так и театральных специалистов, социальных работников, волонтеров).
«Инклюзион.Школа», которую мы открыли в Москве в октябре 2022 года, ориентирована на подростков и молодежь до 25 лет с инвалидностью. Это одна из наиболее уязвимых категорий населения и одновременно одна из самых сложных, так как и подросткам без инвалидности и подросткам с инвалидностью сложно принять себя и найти свое место во взрослом мире.

Поэтому особое внимание в школе уделяется поиску ответов на волнующие вопросы и решений при столкновении с новыми жизненными задачами, поддержке при формировании своего взрослеющего «я», стремлении к самостоятельности, активной жизненной позиции, развитие коммуникативных навыков.
Результаты
  • 15 подростков и молодых людей с инвалидностью на регулярной основе посещали занятия и участвовали в мероприятиях проекта. Родители молодых людей с инвалидностью принимали участие в родительских встречах, открытых мероприятиях, показах.
  • Около 20 специалистов социокультурной сферы, интересующиеся театральными методами для работы с различными аудиториями, приняли участие в открытых уроках и встречах по обмену опытом.
  • Поставлено 2 спектакля с участием молодых людей с инвалидностью и проведено 4 показа спектакля на различных площадках Москвы (включая Музей русского импрессионизма и Еврейский музей и центр толерантности).
  • Также было проведено несколько хореографических лабораторий, в которых приняли участие жители города, интересующиеся социальной хореографией, инклюзией.



У участников проекта произошли качественные изменения в жизни:
  • повысилась самооценка,
  • чувство уверенности в собственных силах,
  • умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми,
  • также произошли положительные изменения в отношениях с родителями (это показывают отзывы участников, анкеты обратной связи).

Полученные навыки и умения, новые знания о театральной сфере будут применяться в будущем большинством участников проекта.
Контакты

Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы
 Телефон: 8 (495) 607-50-65
 Сайт: idposocial.ru
 Электронная почта: idpo-event@social.mos.ru
  Чат конкурса в Telegram: https://t.me/konkurssfera

Мы находимся по адресу:
Москва, 1-й Басманный переулок, 10.