РАННЕЕ ЧТЕНИЕ ПРИ ЗАПУСКЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ И СИНДРОМОМ ДАУНА
Автор проекта
Черная Кристина
ГБУ ТЦСО "Коломенское филиал "Нагатино"

О практике
Обучение чтению позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребенка до овладения произношением. Кроме того, чтение развивает зрительное внимание и память.

Ребенок с ментальными нарушениями должен научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв. Для этого на картонных карточках печатными буквами пишутся слова. Лучше использовать картон белого цвета, а шрифт черный. Высота букв – от 2 до 5 сантиметров.

Профиль психомоторного развития детей с ментальными нарушениями и синдромом Дауна подтверждает, что зрительное восприятие и зрительная память являются их сильными сторонами. Метод обучения чтением раньше навыка речи дает возможность увидеть слово целиком и способствует переходу от лепетных слов к обычным, полным словам. Ребенку проще произнести слово, если он не только услышит его, но и увидит написанным на табличке, поэтому в раннем дошкольном возрасте использование данного метода является мощным стимулом для проявления собственной речи ребенка.

По данной практике занимаются 12 детей-инвалидов с ментальными нарушениями.

Использовать методику раннего чтения в коррекционно-развивающей работе с детьми предлагали: педагог Мария Монтессори, врач-физиотерапевт Гленн Доман, сурдопедагог Рау Н. А. Гленн Доман разработал и подробно описал методику обучения с помощью чтения для детей, которые родились с различными органическими повреждениями мозга.



    Описание практики: Ребенок не читает слово побуквенно, а запоминает его как картинку, написанную из букв. Подбираются картинки по всем лексическим темам (игрушки, посуда, животные, одежда и.т.д) и снабжаются подписями. Таблички к картинкам мы начинаем подкладывать сами, говоря, что на них написано. Затем предлагаем ребенку положить табличку к карточке самостоятельно. Далее начинается разбор действий, кто и что делает (спит, ест, бежит, играет и.т.д.) На последнем этапе соединяются существительные и глаголы для появления фразовой речи у детей.

    Описание результата: Использование методики раннего чтения позволяет выяснить, насколько хорошо неговорящий ребенок понимает обращенную речь. Обучение чтению детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) улучшает фонематический слух, помогает преодолеть смешение звуков.

    Раннее чтение повышает эффективность процесса развития импрессивной речи, мышления, а также способствует развитию зрительного восприятия, памяти, познавательной активности, понимание смысловой стороны речи.

    Благодаря использованию приёмов раннего чтения ребёнок с ментальными нарушениями может овладеть навыками общения, коммуникации, что в свою очередь создаёт фундамент для дальнейшего обучения и социальной адаптации. По отзывам родителей детей с ментальными нарушениями, в результате работы по формированию умения чтения у детей наблюдается положительная динамика развития познавательных и психологических процессов, повышается уровень школьной мотивации.

    Контакты
    Института дополнительного профессионального
    образования работников социальной сферы
     Телефон: 8 (495) 607-50-65
     Сайт: idposocial.ru
     Электронная почта: idpo-event@social.mos.ru

    Мы находимся по адресу:
    Москва, 1-й Басманный переулок, 10.