Обучение чтению позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребенка до овладения произношением. Кроме того, чтение развивает зрительное внимание и память.
Ребенок с ментальными нарушениями должен научиться
узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв. Для этого на картонных карточках печатными буквами пишутся слова. Лучше использовать
картон белого цвета, а шрифт черный. Высота букв – от 2 до 5 сантиметров.
Профиль психомоторного развития детей с ментальными нарушениями и синдромом Дауна подтверждает, что
зрительное восприятие и зрительная память являются их сильными сторонами.
Метод обучения чтением раньше навыка речи дает возможность увидеть слово целиком и способствует переходу от лепетных слов к обычным, полным словам. Ребенку проще произнести слово, если он не только услышит его, но и увидит написанным на табличке, поэтому в раннем дошкольном возрасте использование данного метода является мощным стимулом для проявления собственной речи ребенка.
По данной практике занимаются 12 детей-инвалидов с ментальными нарушениями. Использовать методику раннего чтения в коррекционно-развивающей работе с детьми предлагали: педагог Мария Монтессори, врач-физиотерапевт Гленн Доман, сурдопедагог Рау Н. А. Гленн Доман разработал и подробно описал методику обучения с помощью чтения для детей, которые родились с различными органическими повреждениями мозга.