ТРЕХСТОРОННЕЕ ПАРТНЕРСТВО НА СЛУЖБЕ У МАЛЕНЬКОГО РЕБЕНКА: РОДИТЕЛИ, ВРАЧИ, ПЕДАГОГИ (ПРОЕКТ «РАСТЕМ ВМЕСТЕ»)
Автор проекта
Морина Е. Ю. Дрождина Е. Н.
Государственное бюджетное учреждение Центр социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов «Семь-Я»
О практике
На текущий момент в городе Москве только начинает выстраиваться системный подход к оказанию ранней помощи семьям с маленькими детьми с нарушениями развития.

На этапе выявления патологии или риска ее возникновения осуществляется, главным образом, медицинское сопровождение ребенка, но не предоставляется своевременная социально-педагогическая поддержка семье. Однако при условии как можно более раннего начала оказания помощи и ее комплексного (междисциплинарного) характера, становятся возможными как эффективная коррекция нарушений развития ребенка и предотвращение его инвалидизации, так и профилактика отказов от ребенка и сохранение семьи.

Проект «Растем вместе» является межведомственным и объединяет специалистов психологопедагогического профиля ГБУ ЦСПР «Семь-Я», специалистов медицинского профиля ГБУ ДГКБ им. Н. Ф. Филатова и ГБУ ГКБ им. С. С. Юдина и родителей.

Работа с семьями начинается, как правило, на территории медицинского учреждения, в котором выявлен и курируется случай.

Целевой аудиторией проекта являются семьи, воспитывающие детей младенческого и раннего возраста с выявленной патологией генетического, соматического или органического генеза, а также детей, относящихся к «группе риска» (в т. ч. экстремально недоношенных).

В зависимости от возможностей и запросов семьи, а также особенностей функционального состояния ребенка, родители могут выбрать наиболее оптимальный для них вариант получения помощи: консультации на базе медицинского учреждения, домашнее визитирование специалистов, индивидуальные игровые обучающие встречи или посещение группы кратковременного пребывания на базе ЦСПР, онлайн-формат.



Педагоги и психологи, дополняя и уточняя рекомендации врачей-неонатологов и неврологов, консультируют родителей по всем вопросам, связанным с развитием ребенка, демонстрируют способы эффективного взаимодействия с ним, помогают выстроить режим и организовать развивающую среду дома. Кроме того, специалисты ЦСПР оказывают родителям помощь в решении личных вопросов, таких как: поиск ресурсных сторон семьи, стабилизация эмоционального состояния матери, компенсация негативных чувств и др.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ


Ваня М. был зачислен в проект в возрасте полутора лет с выраженными аутистическими чертами и задержкой развития. При сборе анамнеза было выявлено, что причиной такого состояния ребенка стала трехмесячная разлука с матерью и недостаточность ее тепла и заботы в младенческий период. В результате двухлетней коррекционной работы специалистам ЦСПР удалось сформировать у матери чувствительность к ребенку и эффективное детско-родительское взаимодействие, компенсировать аутистический компонент мальчика, развить его произвольность, эмоции, речь, игровую деятельность и социальные навыки.

ОСНОВНЫМИ ФАКТИЧЕСКИМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ПРОЕКТА МОЖНО НАЗВАТЬ:

• недопущение постановки диагноза ребенку в психической сфере;
• нормализацию жизни семьи и эмоционального состояния ее членов;
• сохранение полной семьи, предотвращение отказов от детей с выраженной патологией развития или помещения их на стационарные формы пребывания;
• готовность детей к посещению дошкольных учреждений.
Контакты
Института дополнительного профессионального
образования работников социальной сферы
 Телефон: 8 (495) 607-50-65
 Сайт: idposocial.ru
 Электронная почта: idpo-event@social.mos.ru

Мы находимся по адресу:
Москва, 1-й Басманный переулок, 10.