ТРЕХСТОРОННЕЕ ПАРТНЕРСТВО НА СЛУЖБЕ У МАЛЕНЬКОГО РЕБЕНКА: РОДИТЕЛИ, ВРАЧИ, ПЕДАГОГИ (ПРОЕКТ «РАСТЕМ ВМЕСТЕ»)
Автор проекта
Морина Е. Ю. Дрождина Е. Н. Государственное бюджетное учреждение Центр социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов «Семь-Я»
О практике
На текущий момент в городе Москве только начинает выстраиваться системный подход к оказанию ранней помощи семьям с маленькими детьми с нарушениями развития.
На этапе выявления патологии или риска ее возникновения осуществляется, главным образом, медицинское сопровождение ребенка, но не предоставляется своевременная социально-педагогическая поддержка семье. Однако при условии как можно более раннего начала оказания помощи и ее комплексного (междисциплинарного) характера, становятся возможными как эффективная коррекция нарушений развития ребенка и предотвращение его инвалидизации, так и профилактика отказов от ребенка и сохранение семьи.
Проект «Растем вместе» является межведомственным и объединяет специалистов психологопедагогического профиля ГБУ ЦСПР «Семь-Я», специалистов медицинского профиля ГБУ ДГКБ им. Н. Ф. Филатова и ГБУ ГКБ им. С. С. Юдина и родителей.
Работа с семьями начинается, как правило, на территории медицинского учреждения, в котором выявлен и курируется случай.
Целевой аудиторией проекта являются семьи, воспитывающие детей младенческого и раннего возраста с выявленной патологией генетического, соматического или органического генеза, а также детей, относящихся к «группе риска» (в т. ч. экстремально недоношенных).
В зависимости от возможностей и запросов семьи, а также особенностей функционального состояния ребенка, родители могут выбрать наиболее оптимальный для них вариант получения помощи: консультации на базе медицинского учреждения, домашнее визитирование специалистов, индивидуальные игровые обучающие встречи или посещение группы кратковременного пребывания на базе ЦСПР, онлайн-формат.
Педагоги и психологи, дополняя и уточняя рекомендации врачей-неонатологов и неврологов, консультируют родителей по всем вопросам, связанным с развитием ребенка, демонстрируют способы эффективного взаимодействия с ним, помогают выстроить режим и организовать развивающую среду дома. Кроме того, специалисты ЦСПР оказывают родителям помощь в решении личных вопросов, таких как: поиск ресурсных сторон семьи, стабилизация эмоционального состояния матери, компенсация негативных чувств и др. ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ
Ваня М. был зачислен в проект в возрасте полутора лет с выраженными аутистическими чертами и задержкой развития. При сборе анамнеза было выявлено, что причиной такого состояния ребенка стала трехмесячная разлука с матерью и недостаточность ее тепла и заботы в младенческий период. В результате двухлетней коррекционной работы специалистам ЦСПР удалось сформировать у матери чувствительность к ребенку и эффективное детско-родительское взаимодействие, компенсировать аутистический компонент мальчика, развить его произвольность, эмоции, речь, игровую деятельность и социальные навыки.
ОСНОВНЫМИ ФАКТИЧЕСКИМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ПРОЕКТА МОЖНО НАЗВАТЬ:
• недопущение постановки диагноза ребенку в психической сфере; • нормализацию жизни семьи и эмоционального состояния ее членов; • сохранение полной семьи, предотвращение отказов от детей с выраженной патологией развития или помещения их на стационарные формы пребывания; • готовность детей к посещению дошкольных учреждений.