Пример из практики:Мама-Наталья Б., 47 лет; сын- Богдан, 15 лет. Мать в браке не состояла, с рождения ребенка воспитывает его одна. Мать вынесла негативный детский опыт из родительской семьи-воспитывалась алкоголизированной одинокой матерью. Жалобы матери на отсутствие понимания со стороны сына, его неуважительное отношение, нежелание прислушиваться к просьбам матери. Со стороны сына жалобы на то, что мать «постоянно цепляется, сама не знает, что хочет».
В процессе тестирования по шкалам «Раздражительность», «Излишняя строгость», «Уклонение от конфликта» Наталья Б. показала высокие результаты (18 сырых баллов), что, вероятно, коррелирует с высокой личностной и ситуативной тревожностью матери. По шкале «Развитие активности ребенка» Наталья Б. имеет низкий показатель (7 сырых баллов), что свидетельствует об отсутствии доверия к ребенку, запрет ему жить самостоятельной жизнью, отказ в предоставлении значительного места для свободы и развития.
Так же выявлены личностные трудности матери, мешающие цели воспитания желаемых качеств личности, преодоление которых приведет к улучшению детско-родительского контакта, повышению уровня социализации подростка и оптимизации внутрисемейного взаимодействия.
Подросток маскулинного склада личности, находясь в ситуации, ограничивающей его личностный рост и развитие, не имея в семье принятия и поддержки, с наступлением подросткового возраста начал активно проявлять сопротивление вплоть до эпизодов негативизма.
В результате проведенной коррекционной работы, включающей индивидуальную психологическую помощь матери, направленную на преодоление ее детских переживаний и травм в том числе; формирование и коррекцию эмоциональной-волевой сферы матери и сына; предоставление диаде «мать-сын» опыта конструктивного взаимодействия друг с другом в условиях групповых занятий в семье
удалось выстроить конструктивные детско-родительские отношения и определены ресурсы семьи.