СЕМЕЙНЫЙ КОД
Автор проекта
Устинова Ольга Владимировна
заведующий филиалом
МСЦ "Ориентир"

О практике
Социальная технология содействия в преодолении социального неблагополучия неполным семьям «СЕМЕЙНЫЙ КОД»

Ценностью практики является индивидуальный подход к каждой конкретной неполной семье на основании проведенной углубленной диагностики.

На момент вступления в проект каждая семья прошла индивидуальное психологическое исследование. В качестве диагностического инструментария была взята методика изучения родительских установок (Parental Attitude Research Instrument — РARI) Е. С. Шефера и Р. К. Белла в адаптации Т. В. Нещерет и анкетирование, направленное на прояснение родительских ожиданий.

На основании проведенного исследования были выявлены трудности каждой диады «ребенок-родитель» и спланирован индивидуальный маршрут работы.

Основной трудностью диад являлись проблемы взаимопонимания, неумения понять состояние друг друга, отсутствие эмоциональной близости, отсутствие у родителей положительного детского опыта, отсутствие доверия между родителем и ребенком.

Работа с диадами организовывалась и проводилась психологами Центра как в индивидуальном, так и в групповом режимах.

Индивидуальные психологические занятия помогали осознать трудности в паре, принять существующие проблемы, сформировать мотивацию к их преодолению и уверенность в том, что при обоюдном желании и родителя, и ребенка семейная ситуация вполне разрешима.

Групповые занятия проводились с детьми и их родителями, где пары выполняли специально подобранные психологические упражнения, помогающие преодолеть эмоциональные барьеры между родителем и ребенком. После каждого упражнения проводилось обсуждение с участием психолога, который помогал выделить наиболее значимые моменты общения, найти конструктивный выход из ситуации, вызвавшей затруднение у данной пары.


    Пример из практики:

    Мама-Наталья Б., 47 лет; сын- Богдан, 15 лет. Мать в браке не состояла, с рождения ребенка воспитывает его одна. Мать вынесла негативный детский опыт из родительской семьи-воспитывалась алкоголизированной одинокой матерью. Жалобы матери на отсутствие понимания со стороны сына, его неуважительное отношение, нежелание прислушиваться к просьбам матери. Со стороны сына жалобы на то, что мать «постоянно цепляется, сама не знает, что хочет».

    В процессе тестирования по шкалам «Раздражительность», «Излишняя строгость», «Уклонение от конфликта» Наталья Б. показала высокие результаты (18 сырых баллов), что, вероятно, коррелирует с высокой личностной и ситуативной тревожностью матери. По шкале «Развитие активности ребенка» Наталья Б. имеет низкий показатель (7 сырых баллов), что свидетельствует об отсутствии доверия к ребенку, запрет ему жить самостоятельной жизнью, отказ в предоставлении значительного места для свободы и развития.

    Так же выявлены личностные трудности матери, мешающие цели воспитания желаемых качеств личности, преодоление которых приведет к улучшению детско-родительского контакта, повышению уровня социализации подростка и оптимизации внутрисемейного взаимодействия.

    Подросток маскулинного склада личности, находясь в ситуации, ограничивающей его личностный рост и развитие, не имея в семье принятия и поддержки, с наступлением подросткового возраста начал активно проявлять сопротивление вплоть до эпизодов негативизма.

    В результате проведенной коррекционной работы, включающей индивидуальную психологическую помощь матери, направленную на преодоление ее детских переживаний и травм в том числе; формирование и коррекцию эмоциональной-волевой сферы матери и сына; предоставление диаде «мать-сын» опыта конструктивного взаимодействия друг с другом в условиях групповых занятий в семье удалось выстроить конструктивные детско-родительские отношения и определены ресурсы семьи.
      Результат:

      По итогам экспертизы результатов реализации достигнут высокий уровень эффективности проекта, в т.ч. достигнуто запланированное положительное воздействие на целевую группу проекта (неполные семьи с детьми) за счет оптимальной реализации проектных мероприятий при имеющихся ресурсах.

      В результате проведенной работы в рамках проекта «Семейный код» мы добились роста:
      • показателя когнитивного компонента воспитательного процесса (осознание сущности воспитания, повышение воспитательных компетенций родителя, знание особенностей развития ребенка) в семьях одиноких родителей с 70% (на момент первичной диагностики) до 94%;
      • показателя роста эмоционального компонента (формирование эмоциональной теплоты, поддержки, умения понимать состояние ребенка и адекватно на него реагировать) с 50% (на момент первичной диагностики) до 98%
      • и показателя роста поведенческого компонента (формирование способности осуществлять эффективные воспитательные воздействия, ориентированные на сотрудничество и взаимопонимание) с 40% (на момент первичной диагностики) до 90%
      Контакты
      Института дополнительного профессионального
      образования работников социальной сферы
       Телефон: 8 (495) 607-50-65
       Сайт: idposocial.ru
       Электронная почта: idpo-event@social.mos.ru

      Мы находимся по адресу:
      Москва, 1-й Басманный переулок, 10.