СОЗДАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ АДК (АЛЬТЕРНАТИВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ) У ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ, ИМЕЮЩИМИ МЕНТАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ
Команда проекта

Григорьева Екатерина Сергеевна
Старший воспитатель, логопед высшей квалификационной категории
ГБУ Центр социальной поддержки и реабилитации «Семь-Я»
Создание коррекционно-развивающей среды с помощью средств АДК
О практике
Опыт создания коррекционно-развивающей среды с 2021 года, когда в Центре стали проводиться для взрослых игровые занятия «Круг». Это способствовало дальнейшему внедрению языковой программы «Макатон» в группы воспитанников.

В связи с тем, что в учреждениях социальной защиты — особых семейных центрах — 75% детей не владеют речью совсем или используют её не в полном объёме, появилась необходимость дать детям другой, альтернативный вариант общения в виде фотографий, карточек, символов, напечатанных слов, естественных и специальных жестов.






Для того, чтобы научить детей использовать символы и жесты языковой программы «Макатон», необходимо, чтобы окружающие их взрослые также овладели этой системой и использовали её на протяжении всего дня. Для этого необходимо обучить и замотивировать взрослых использовать данную систему.

Целесообразность применяемых методик и инструментов:

● организация среды для формирования адекватной и доступной коммуникации у детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития имеющими ментальные нарушения
● профилактика вспышек агрессии и неадекватного поведения.

Описание практики
Занятия по системе «Круг» — это занятия, эмоционально и сенсорно наполненные играми, направленные на стимуляцию активного участия, в данном случае взрослых, в общей игре.

Языковая программа «Макатон» была создана в 1972–1973 гг. в Великобритании логопедом Маргарет Уокер, для детей и взрослых с разнообразными познавательными и коммуникативными проблемами. Это мультимодальная система, включающая в себя карточки с символами, напечатанные слова, жесты и речь.

Форма работы — подгрупповая:

1. подгруппа — воспитатели, семейные педагоги, медицинский персонал, педагоги дополнительного образования, специалисты Центра, представители администрации;

2. подгруппа — помощники воспитателей, младшие воспитатели.

Регламент проведения занятий — 15–20 минут.

Рекомендуемый режим проведения занятий — 2 раза в неделю.

Результаты проекта

2020-2021
  • 62%
    обучающихся имеют положительную динамику движения (мелкой моторике, артикуляционном праксисе, графическом праксисе)
  • 77%
    имеют положительную динамику ипрессивной речи
  • 38%
    имеют положительную динамику экспрессивной речи
  • 46%
    имеют положительную динамику фонетико-фонематических процессов
2021-2022
  • 56%
    обучающихся имеют положительную динамику движения (мелкой моторике, артикуляционном праксисе, графическом праксисе);
  • 62%
    имеют положительную динамику ипрессивной речи;
  • 62%
    имеют положительную динамику экспрессивной речи;
  • 44%
    имеют положительную динамику фонетико-фонематических процессов.
Контакты
Института дополнительного профессионального
образования работников социальной сферы
 Телефон: 8 (495) 607-50-65
 Сайт: idposocial.ru
 Электронная почта: idpo-event@social.mos.ru

Мы находимся по адресу:
Москва, 1-й Басманный переулок, 10.