СОЗДАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ АДК (АЛЬТЕРНАТИВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ) У ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ, ИМЕЮЩИМИ МЕНТАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ
Команда проекта
Григорьева Екатерина Сергеевна Старший воспитатель, логопед высшей квалификационной категории ГБУ Центр социальной поддержки и реабилитации «Семь-Я»
Создание коррекционно-развивающей среды с помощью средств АДК
О практике
Опыт создания коррекционно-развивающей среды с 2021 года, когда в Центре стали проводиться для взрослых игровые занятия «Круг». Это способствовало дальнейшему внедрению языковой программы «Макатон» в группы воспитанников.
В связи с тем, что в учреждениях социальной защиты — особых семейных центрах — 75% детей не владеют речью совсем или используют её не в полном объёме, появилась необходимость дать детям другой, альтернативный вариант общения в виде фотографий, карточек, символов, напечатанных слов, естественных и специальных жестов.
Для того, чтобы научить детей использовать символы и жесты языковой программы «Макатон», необходимо, чтобы окружающие их взрослые также овладели этой системой и использовали её на протяжении всего дня. Для этого необходимо обучить и замотивировать взрослых использовать данную систему.
Целесообразность применяемых методик и инструментов:
● организация среды для формирования адекватной и доступной коммуникации у детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития имеющими ментальные нарушения ● профилактика вспышек агрессии и неадекватного поведения.
Описание практики
Занятия по системе «Круг» — это занятия, эмоционально и сенсорно наполненные играми, направленные на стимуляцию активного участия, в данном случае взрослых, в общей игре.
Языковая программа «Макатон» была создана в 1972–1973 гг. в Великобритании логопедом Маргарет Уокер, для детей и взрослых с разнообразными познавательными и коммуникативными проблемами. Это мультимодальная система, включающая в себя карточки с символами, напечатанные слова, жесты и речь.
Форма работы — подгрупповая:
1. подгруппа — воспитатели, семейные педагоги, медицинский персонал, педагоги дополнительного образования, специалисты Центра, представители администрации;