ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКИХ ТАБЛИЦ-ШУЛЬТЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Автор проекта
Рязанцев Владимир
учитель истории
ГБОУ РШИ №32

О практике
Часто используемые в реабилитационной практике Таблицы-Шульте (квадраты, содержащие цифры или буквы) для тренировки внимания и повышения объема кратковременной памяти, как правило содержат цифры или буквы, расставленные в случайном порядке.

В нашей методике, содержимое таблицы представляет своего рода кроссворд, загаданные слова которого являются ответами на вопросы по изучаемой теме школьного предмета. То есть ученик не просто должен найти любое слово в таблице, но отыскать конкретные термины, являющиеся ответами на вопросы учителя.

Данная методика подходит для использования, прежде всего, на уроках для детей с ОВЗ. Она позволяет не только проверять в увлекательной форме знания учеников по предмету, но и является отличным тренажером для развития внимания и кратковременной памяти школьников. Что особенно актуально при обучении ребят с ОВЗ различной нозологии.

Данная практика позволяет отслеживать уровень знаний учеников по учебной дисциплине, а также тренировать их способность к концентрации, произвольному вниманию и повышать объем «рабочей» памяти школьника.

Традиционная методика коррекционной работы, в нашей практике превращается в инструмент педагогического воздействия на воспитанников (не теряя при этом свое терапевтическое значение)

Данная практика может применяться не только на уроках любых школьных дисциплин, но также в работе с детьми любого уровня подготовки и любого возраста. Хотя наиболее продуктивной она себя показывает при использовании в обучении детей с ЗПР, СВДГ, ТНР и иных видов ментальных и психических нарушений.

В исследовании, проводившемся в 2018, 2019, 2021 и 2022 годах, приняло участие 102 ученика 5−6 классов с ОВЗ различной нозологии (55 девочек и 47 мальчиков 11−13-летнего возраста). Измерение устойчивости и концентрации внимания проводились в начале и конце учебного года (начало октября и середина апреля каждого учебного года (в 2019/2020 учебном году измерения не проводились в связи с переходом на дистанционное обучение).



Описание практики:

Для проверки домашнего задания, особенно по завершении очередного раздела учебника, часто используется такая интересная форма проверки знаний, как кроссворд. Для школьников 5−7 классов много таких кроссвордов содержится в рабочих тетрадях по истории. Но тут есть некоторые проблемы. Некоторые ученики заранее разгадывают кроссворды в тетради, чтобы получить хорошую оценку. А если у них есть старшие братья или сестры, учившиеся по такой же тетради — просто списывают из них ответы. К тому же, со временем теряется эффект новизны, и ребята разгадывают последующие кроссворды без прежнего энтузиазма.

Психологи в коррекционной работы с гиперактивными детьми используют «Методику Мюнстерберга» для тренировки концентрации внимания.

Одна из ее форм — квадрат, разделенный на множество ячеек. В каждой ячейке есть буквы, из которых можно сложить слово, если внимательно поискать. На наш взгляд, эта методика может применяться при проверке знаний по истории в качестве самостоятельной работы на уроке. Только в ней «шифруются» слова, относящиеся к изученному разделу истории. Такой вид упражнений вызывает большой интерес как у отличников, так и у средне-успевающих учеников и, даже, у отстающих, поскольку сложность задания можно корректировать. Для слабо успевающих учеников, как и в традиционных кроссвордах, мы пишем слова только в двух направлениях. По горизонтали и по вертикали.

Для «хорошистов» — более сложный вариант. Тоже по горизонтали и вертикали, но как слева направо, так и справа налево, и как сверху вниз, так и снизу вверх. Также в таблицу для сложности добавляются «отвлекающие слова», которые находить не нужно. Наконец, для отличников мы используем написание слов во всех направлениях, в том числе и по диагонали. Тем ученикам, которые заметно улучшают свои результаты, со временем задания меняются на более сложные.

Результат:
В результате, мы не только тренируем память и улучшаем умение ее концентрировать у самых беспокойных и активных детей, но и имеем возможность применить индивидуальный подход к каждому школьнику. Кроме того, получаем увлекательную для школьников форму проверки их знаний. А, поскольку время на поиск ответов всем детям дается равное, то даже отстающие ребята получают возможность посоревноваться с более успешными одноклассниками. Это отличный вариант создания «ситуации успеха» для них, поскольку постаравшись как следует многие из них оказываются среди лидеров.

Контакты
Института дополнительного профессионального
образования работников социальной сферы
 Телефон: 8 (495) 607-50-65
 Сайт: idposocial.ru
 Электронная почта: idpo-event@social.mos.ru

Мы находимся по адресу:
Москва, 1-й Басманный переулок, 10.