ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕУСПЕШНОСТИ В ОБУЧЕНИИ
Автор проекта
Свинцова Ирина
ГБОУ СОШ и Центр «Вертикаль»

О практике
Целью исследования является изучение влияния системы отношений подростков с окружающими на учебную мотивацию через внеурочную деятельность, установление связи между воспитанницами и педагогом в совместной деятельности.

Задачи:

  1. Анализ системы межличностных отношений подростков
  2. Характеристика мотивации учения в подростковом возрасте и пути её формирования.
  3. Выявление взаимосвязи между отношениями с окружающими и учебной мотивацией у подростков.
  4. Анализ результатов исследования

Предмет исследования: отношения подростков с окружающими (воспитателями, сверстниками и учителями) и характер мотивации учения.

Объект исследования: подростки в возрасте 11-16 лет

Гипотеза: благоприятный характер отношений подростка с окружающими способствует позитивной учебной мотивации.

По результатам исследования мотивов учебной деятельности воспитанниц-подростков было выявлено, что проявление познавательных интересов у подростков имеет большую вариативность. У одних они характеризуются неопределенностью, изменчивостью и ситуативностью, у других проявляются применительно к узкому кругу учебных предметов, у третьих – к большинству из них.

СПИСОК МОТИВОВ

  1. Успешно продолжить обучение в дальнейшем
  2. Успешно учиться, сдавать экзамены на хорошо
  3. Приобрести глубокие прочные знания
  4. Быть постоянно готовым к очередным занятиям
  5. Не запускать предметы учебного цикла.
  6. Не отставать от одноклассников
  7. Выполнять педагогические требования
  8. Добиться одобрения воспитателей и окружающих
  9. Избежать осуждения и наказания за плохую учебу.
  10. Получить интеллектуальное удовлетворение

Отношения воспитанниц со сверстниками находятся в самом центре личной жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности, в том числе и учебной. В то же время для подростков важно не просто общаться с товарищами в школе, а занять удовлетворяющее их положение среди одноклассников. Потребность в определенном положении среди сверстников становится доминирующим мотивом в поведении и учебе, который сказывается на эффективности и результативности процесса обучения.

В группе преобладает атмосфера взаимного внимания, духа товарищества, хорошей внутренней дисциплины. Положение, которое подросток занимает в группе, влияет на успехи в учебной деятельности.

Большое значение для пробуждения познавательного интереса к учебному предмету и учению в целом имеет качество преподавания и личность учителя. От отношений с учителем зависит, будет ли для подростка учебная деятельность интересной и творческой, или заполненной мелкими конфликтами, унылой зубрежкой и скукой.





    Детальное рассмотрение полученных данных позволяет сделать некоторые выводы:

    1. Отношения подростка с учителем в основном складываются из взаимодействия в рамках учебной деятельности, реальное общение приобретает регламентированный и формальный характер.
    2. Вторым по значимости в отношениях с учителями воспитанницы выделяют гностический компонент, т.е. компетентность и профессионализм учителя.
    3. То, что говорит любимый учитель, воспринимается совершенно по-другому, чем то, что говорит чуждый им человек. Но любимым учителем может быть только учитель любящий.
    4. Если рассматривать отношения с учителем в контексте успеваемости подростков, то примечателен тот факт, что «хорошисты» чаще чем «троечники» высоко оценивают компетентность учителя, а также лучше взаимодействуют с ним.

    Воспитанницы отмечают дружественные отношения с учителем, основанные на уважении, доверии и взаимопонимании, причем девочки не являются «хорошистками».

    Анализ взаимосвязи учебной мотивации с другими факторами учебной деятельности подростков показал, чем выше познавательный интерес к учению, тем выше средний показатель успеваемости.

    Характер познавательной мотивации зависит от доминирования взрослых больше, чем от дружелюбия, т.е. требовательные, пользующиеся авторитетом у ребенка, успешные в делах воспитатели, соц.педагоги, учителя положительно влияют на формирование позитивной учебной мотивации подростка.

    Вывод: чем лучше, благоприятнее эти отношения, тем выше успеваемость подростка и, следовательно, его учебная мотивация имеет положительную модальность, что подтверждает гипотезу исследования.


    Чтобы воспитанник учился в комфортных условиях, мы находим контакт с учителями, приходя в школу, в спокойной обстановке вырабатываем совместную тактику, и тогда у подростка появляется интерес к учебе, желание преодолеть свою лень.

    Важный путь управления мотивацией учащихся лежит через построение в рамках учебной деятельности различных взаимодействий учащихся со сверстниками и взрослыми.

    Расширение социального опыта, интеллектуальных возможностей, становление самосознания, особая чувствительность и ранимость в сфере взаимоотношений у подростков обуславливают необходимость использования гибкой продуманной воспитательной стратегии.

    Разнообразные формы и методы, виды деятельности: познавательная, трудовая, художественная, спортивная, общественная, досуговая, которые используются в воспитательной работе, я считаю, помогают развивать активную личность и создавать сплоченный и дружный коллектив.

    Наблюдения за год:

    • общий уровень воспитанности и культуры девочек-подростков группы 4 значительно вырос;
    • повысилась полезная активность воспитанниц;
    • снизились противоправные поступки и проступки подростков
    • получили распространение разнообразные новые формы активного сотрудничества педагогов и воспитанниц в воспитательном процессе.


    Контакты
    Института дополнительного профессионального
    образования работников социальной сферы
     Телефон: 8 (495) 607-50-65
     Сайт: idposocial.ru
     Электронная почта: idpo-event@social.mos.ru

    Мы находимся по адресу:
    Москва, 1-й Басманный переулок, 10.