Детальное рассмотрение полученных данных позволяет сделать некоторые выводы: - Отношения подростка с учителем в основном складываются из взаимодействия в рамках учебной деятельности, реальное общение приобретает регламентированный и формальный характер.
- Вторым по значимости в отношениях с учителями воспитанницы выделяют гностический компонент, т.е. компетентность и профессионализм учителя.
- То, что говорит любимый учитель, воспринимается совершенно по-другому, чем то, что говорит чуждый им человек. Но любимым учителем может быть только учитель любящий.
- Если рассматривать отношения с учителем в контексте успеваемости подростков, то примечателен тот факт, что «хорошисты» чаще чем «троечники» высоко оценивают компетентность учителя, а также лучше взаимодействуют с ним.
Воспитанницы отмечают дружественные отношения с учителем, основанные на уважении, доверии и взаимопонимании, причем девочки не являются «хорошистками».
Анализ взаимосвязи учебной мотивации с другими факторами учебной деятельности подростков показал, чем выше познавательный интерес к учению, тем выше средний показатель успеваемости.
Характер познавательной мотивации зависит от доминирования взрослых больше, чем от дружелюбия, т.е. требовательные, пользующиеся авторитетом у ребенка, успешные в делах воспитатели, соц.педагоги, учителя положительно влияют на формирование позитивной учебной мотивации подростка.
Вывод: чем лучше, благоприятнее эти отношения, тем выше успеваемость подростка и, следовательно, его учебная мотивация имеет положительную модальность, что подтверждает гипотезу исследования.
Чтобы воспитанник учился в комфортных условиях, мы находим контакт с учителями, приходя в школу, в спокойной обстановке вырабатываем совместную тактику, и тогда у подростка появляется интерес к учебе, желание преодолеть свою лень.
Важный путь управления мотивацией учащихся лежит через построение в рамках учебной деятельности различных взаимодействий учащихся со сверстниками и взрослыми.
Расширение социального опыта, интеллектуальных возможностей, становление самосознания, особая чувствительность и ранимость в сфере взаимоотношений у подростков обуславливают необходимость использования гибкой продуманной воспитательной стратегии.
Разнообразные формы и методы, виды деятельности: познавательная, трудовая, художественная, спортивная, общественная, досуговая, которые используются в воспитательной работе, я считаю, помогают развивать активную личность и создавать сплоченный и дружный коллектив.
Наблюдения за год: - общий уровень воспитанности и культуры девочек-подростков группы 4 значительно вырос;
- повысилась полезная активность воспитанниц;
- снизились противоправные поступки и проступки подростков
- получили распространение разнообразные новые формы активного сотрудничества педагогов и воспитанниц в воспитательном процессе.